На правах рукописи
Алексей Базанков

НЕРАЗРЫВНЫЕ НИТИ
(Художественная интеллигенция и культура в провинции)

    Строить справедливую и духовную Россию нельзя без обращения к корням, истокам и традициям народной жизни, к опыту провинции. Она активно формирует художников, писателей, поэтов, музыкантов и артистов. В нравственном и духовном смысле провинции не существует. К сожалению, до самого последнего времени отряды художественной интеллигенции областей и регионов не были объектом изучения. Поэтому история ее формирования в советском обществе, взаимоотношение с партийными и государственными структурами в провинции, место и роль в сохранении, приумножении российской духовности заслуживает сейчас особого внимания. Обращение к анализу этих проблем по материалам Владимирской, Иваново-Вознесенской, Костромской и Ярославской губерний, позднее Ивановской промышленной области (которая объединила все губернии) связано с возросшим интересом общества к культурной жизни российской провинции.
    В обстановке современного общества, крушения прежних идеалов, безразличия к творческим судьбам, упадка нравственности тем более необходимо воссоздать подлинную историю культурной жизни 20-х первой половины 30-х годов, историю поколения деятелей искусства, отдельных личностей.
    Общая культурная ткань ткется многими факторами, в этой ткани каждый представитель художественной интеллигенции – связующая неразрывная нить.
    В провинциальных условиях творческая личность всегда на виду особая ценность.
    Годы становления советской власти примечательны ростом общественной активности всех слоев населения, всплеском разнообразных жизненных интересов, трудового энтузиазма, творческих устремлений, преодолением классовых, духовных, идеологических противостояний вопреки разрухе, нищете, голоду. Это время оказалось золотым для развития советской провинциальной литературы, всех востребованных видов искусства. Благоприятный период для провинциальной художественной интеллигенции и разнообразных творческих организаций – период первых «нэповских» лет.
    Но появился другой вид несвободы – экономическая зависимость. Она характерна нехваткой денежных и материальных средств для культуры, просвещения, тяжелыми условиями быта.
    В стесненных материальных условиях творческие работники шли на любое сотрудничество с новой властью. Это формировало новую психологию подчинения и соглашательства. Но постепенно, с централизацией власти, с повышением интереса к искусству, с пониманием его ценности как идеологического средства влияния на сознание масс, началось восстановление и создание музыкальных коллективов, учебных заведений, техникумов и школ, расширение направлений их деятельности. Складывался единый культурный процесс, безусловно требовавший определенной организации, направленности, руководства.
    К середине 20-х годов через государственные и партийные органы, губернские профсоюзы работников искусств и творческие объединения художественная интеллигенция была интегрирована в политическую систему советского государства, как проводник идей социализма. Перед ней была поставлена задача перековки человека, путем агитации и массовой пропаганды вовлечения его в социалистическое строительство. В это время к контролю над интеллигенцией, призванной обеспечивать единодушное служение идеологии, подключаются даже карательные органы.
    Административно-командная система была основана на регламентации деятельности всех членов общества и особенно творчески одаренных, потому что от них можно ожидать чего угодно, а такая «вольность» способна повредить самой системе. Регламентация судеб, подчинение их полностью задачам социалистического строительства спасали от разоблачения стиля и методов руководства. Особая забота властей – воспитание молодого поколения в духе покорного подчинения политическим интересам. С таких позиций система либо привлекала деятелей культуры к сотрудничеству, одаривала их своими милостями, либо могла обвинить в невыполнении решений руководящих органов и лишить возможности трудиться на благо общества. В середине 20-х годов еще только нарабатывались методы управления отрядами художественной интеллигенции, подчинения ее инициативы потребностям диктатуры пролетариата. В этом плане важную роль сыграла резолюция ЦК РКП(б) “О политике партии в области художественной литературы”. Была сделана ставка на пролетарские творческие союзы. По всему Верхнему Поволжью активизировалась деятельность сначала Российской ассоциации пролетарских писателей, а затем и Ассоциации художников революционной России. Однако в этот период продолжали существовать и такие творческие союзы: Союз крестьянских писателей, «Перевал», Серапионовы братья, Леф и другие, в которых состояли и провинциальные творческие интеллигенты. Прослеживается центростремительная тенденция. Существовавшая возможность создания региональных творческих объединений не заинтересовала верхневолжских художников.
    В целом Союзы и организации провинциальной художественной интеллигенции способствовали повышению уровня образования, росту профессионализма, творческой соревновательности, улучшению условий труда и быта. Но они же ставили художников в определенную зависимость, потому что были проводниками идеологических установок, осуществляли контроль за творческой деятельностью. С конца 20-х годов постепенно сокращалось разнообразие союзов, группировок, их поглощали создаваемые государством единственные (монопольные) Всесоюзные творческие организации писателей, художников, композиторов, театральных работников. В Верхне-Волжском регионе в 1934 году начали действовать организации Союза советских писателей и Союза советских художников Ивановской промышленной области.
    Период свертывания НЭПа по всей стране, утверждения культа личности Сталина, избавления от политической оппозиции, усиления командно-административной системы, индустриализации, коллективизации можно считать и периодом усиления вмешательства партийных и государственных органов в дела культуры. Резолюции партийных совещаний Агитпропа ЦК ВКП(б) по вопросам театра и по вопросам агитации, пропаганды и культурного строительства способствовали установлению воинственности и ортодоксальности в творческих кругах. Реакцией на решения центральных партийных органов было появление жестких регламентирующих постановлений обкома Ивановской промышленной области «Об уроках «Тейковщины» и «О проверке работы литературных организаций». Все чаще художественную политику на местах определяли личные вкусы и оценки руководителей партийных и государственных органов.
Таким образом, в конце 20-х годов в Верхнем Поволжье прослеживается тенденция свертывания художественного плюрализма и появления властных препятствий для самобытного провинциального искусства.
    Поспешное освоение социалистического реализма приводило к «заданности» и статичности художественных образов, сужалась тематика произведений. Если призыв к реалистическому отражению действительности в ее революционном развитии художественная интеллигенция воспринимала в целом благосклонно, то внедрение марксистско-ленинской идеологии в искусство встречало непонимание. Руководители партийных и советских органов, ссылаясь на это туманное «предписание» соцреализма, целенаправленно уничтожали любое проявление свободы творчества. Отголоском больших политических процессов в нашем регионе были борьба с «Тейковщиной» и «Пильняковщиной», усиленно выкорчевывался и «микроб есенинщины». Проводниками этих кампаний выступили воинствующие представители РАППа. В такой ситуации заслуживает почтения и уважения стремление лучших представителей художественной интеллигенции Верхнего Поволжья в своем творчестве опираться на традиционные культурные и народные ценности.
    Волевые административные новшества нередко оказывали отрицательное влияние на процесс развития новой культуры. Образование Ивановской промышленной области в целом негативно отразилось на художественном творчестве в регионе. Укрупнение и централизация приводили к отрыву от реальной народной жизни, сужали возможности самовыражения художника в провинции.
    Важно подчеркнуть, что политическая ориентация художественной интеллигенции Верхневолжья, последующее огосударствление творческих союзов не изменили, не перечеркнули основных особенностей литературы, живописи, театра, примечательных сочувствием, вниманием, любовью к простому человеку. В борьбе течений, групп и школ не были утрачены главные творческие ориентиры – красота, правда, оптимизм.
    Региональные особенности художественной интеллигенции определяются преемственностью, традициями, отличительными чертами образа жизни, народной самобытности, культуры, языка, промыслов, обычаев и жизнеустроительных порядков. Конечно, и самой природой, географией, историей (в данном случае волжской обширной территории), развитием производства, способами хозяйствования на земле – всем комплексом своеобразия. Безусловно влияние административного положения, революционных событий.
    Действовали на художественную интеллигенцию произведения видных деятелей литературы, искусства. И теоретические дискуссии, призывы, лозунги. Неизбежные идейно-художественные дискуссии, поразительное обилие различных точек зрения, деление на художественные группировки в провинциальных условиях тоже – свидетельство исканий творческих путей для претворения в искусстве грандиозного жизненного содержания, рожденного революционным преобразованием российской действительности.
    Не трудно было заметить в творческих людях провинции любовь к родному краю, чувство патриотизма и гражданского долга, самобытность таланта, стойкость характеров, мужество и скромность. Отличаются они стремлением к образованию, изучению опыта ведущих мастеров искусства и литературы. Многие судьбы свидетельствуют о готовности к самоотверженному служению идеалам, о верности родовым, семейным традициям, о чуткости к народным истокам культуры и духовности. Характерно для провинциальной интеллигенции знание природы, колорита местной жизни, фольклора, разговорной речи и умение естественно передавать, изображать особенности поведения жителей городов и деревень. Свойственно ей чувство коллективизма, заложенное происхождением, а так же условиями быта и труда.
    Именно активное участие в становлении революционной культуры и следует отметить как важную особенность в деятельности провинциальной художественной интеллигенции, жадно воспринимающей всякие «революционные веяния» из столичных преобразовательных «лабораторий». Новая провинциальная художественная интеллигенция воспитывалась в основном старыми кадрами. Это позволило сохранить определенную преемственность в развитии русской традиционной культуры. Представители провинциальной художественной интеллигенции в своих произведениях, особенно в 20-е годы, несли идеалы добра, справедливости, были проводниками народной культуры. По нашему мнению, в провинции не подтверждается поспешное суждение некоторых исследователей о полном исчезновении русской интеллигенции и культуры в послереволюционные годы. Деятельность художественной интеллигенции региона, многие произведения искусства и литературы свидетельствуют о высоком мастерстве, являются весомым вкладом в развитие культуры, являются примером подлинно патриотического отношения к родной земле.
    В борьбе художественных течений 20-х годов по всем регионам не было ни «правых», ни «виноватых». Революционная идея осуществляла свой замысел до предела, не пускала ни один проект культуры будущего в соцреализм целиком (от пролеткультовцев до «неистовых ревнителей классовости» – рапповцев и лефовцев). Все группировки и течения вынуждены были пожертвовать своей законченностью во имя «высшей целесообразности» – соцреализма. Этот тяжелый культурный сплав окончательно сформировался в 30-е годы и классическую форму обрел в культуре позднего сталинизма.
    Литературное слово быстрее всего доходило до человека. В регионе за исследуемый период вышло в свет более 30 периодических художественных изданий. Литераторы активно сотрудничали с государственными и партийными газетами и журналами, в том числе и центральными, организовывали рабкоровское движение. Система региональных издательств позволила опубликовать множество замечательных литературных произведений. В местных театрах регулярно ставили пьесы поволжских авторов.
    Художественная интеллигенция Верхнего Поволжья создала произведения, вошедшие в сокровищницу российской и мировой культуры. Они были продуктом яркой, самобытной и неповторимой жизни.
    Культурное пространство Верхнего Поволжья выстраивалось всеми видами искусства и воспринимать его следует как единое целое, при всей эстетической, художественной выразительности и с учетом разнообразия. Поучительную историю формирования и взаимодействия художественной интеллигенции с государственными партийными и советскими органами, в реальной сложности и противоречивости, необходимо рассматривать с позиций историзма, в неразрывной связи с общими процессами в экономике, политике, культуре, идеологии того времени, специфическими провинциальными условиями Верхнего Поволжья.
    Таким образом, подтвердилось наше предположение об осуществлении в регионе общей партийно-государственной политики в отношении художественной интеллигенции, были выявлены особенности ее реализации в Верхнем Поволжье. Просматривается определенная зависимость творческой деятельности художественной интеллигенции от социально-экономических и политических преобразований в обществе, противоречивом процессе возрастания роли художественной интеллигенции Верхнего Поволжья в культурной жизни советского общества.
    В результате исследования мы пришли к еще одному важному выводу. За 15 лет в регионе был создан богатый фонд разнообразных художественных ценностей. Но произведения искусства и литературы этого периода в полном объеме с профессиональной объективностью до сих пор не проанализированы. Это привело к недооценке роли провинциальной художественной интеллигенции в развитии национальной культуры.
    По словам современных мыслителей, в пору кризисов вся надежда именно на провинциальные истоки, на живых людей, рассеянных по всей России, но дающих «свою дань в богатую сокровищницу общерусского развития». Многие нынче говорят: да здравствует русская провинция! Продержится она – спасемся!