На правах рукописи
Алексей Базанков

«ПОДНЯЛАСЬ И МОЯ КОСТРОМА…»

                Да минуют беды и печали
                каждый колосок родной земли,
                лишь бы в счастье мы не растеряли
                то, что в горьком горе обрели.1
                                                Владимир Костров


    Трагедийный путь к Победе читается не только по учебникам, созданным на основе научных исследований. Архивные фонды, музейные экспонаты, кинодокументы, подшивки старых газет и журналов, художественные и документальные произведения, дневники и воспоминания фронтовиков, рассказы родных и сослуживцев, сохранившиеся солдатские письма расширяют подлинное знание о Великой Отечественной войне. В нашей области тоже изданы Книги Памяти, сборники документов, печатаются очерки о тех, кто уже не придет никогда, интересные материалы из глубины спецхранов «доходят» к потомкам. Особая документальная летопись складывается по письмам с фронта и на фронт, эти эпистолярные «субъективные» свидетельства представляют особую ценность для новых исследований, они убеждают, что еще не все сказано о патриотизме и высоких гражданских достоинствах защитников Родины.
    Шестьдесят лет прошло. Выросли внуки, которые не знают дедовских наставлений. И мне не суждено было видеть деда Михаила, но по рассказам бабушки Зинаиды Ивановны, по письмам, которые она сохранила, знаю каким он был, где воевал. Михаил Арсентьевич Зайцев до войны работал на Меже в райкомхозе, затем вернулся в родную деревню, начал строить свой дом, вскоре избрали председателем. А тут — война, его сразу призвали защищать рубежи на дорогах московского направления. Фронтовая должность была определена — политрук роты автоматчиков.
    «Здравствуйте дорогие мои… Спешу сообщить, что жив и здоров. Прибыли на новое место, проехали благополучно, были только две бомбежки. Готовимся честно выполнить свой долг — не допустить вражескую орду к нашей столице… Фашистские налеты на Москву зенитная артиллерия и авиация отбивают… Верьте, враг будет остановлен».
    Перед седьмым ноября он писал: «Дорогая моя семья, вот приходит наш главный праздник. В трудных условиях будем отмечать его… Не опускайте голову. Зина, живи ровней, не расстраивайся и других отвлекай своим примером, чтобы не паниковали зря. Береги детей… Посылаю фотокарточку. Со мной рядом товарищ, который работает по нашему взводу писарем. Это он расписался. Малов… Очень жалею ребятишек, они у нас еще малы. Наверно, по утрам спрашивают, где папа… Детей по пустякам не надо наказывать, не срывайся на них, а лучше, если ослушаются или натворят чего, уговаривай ласковыми словами, особенно старшего, он с характером (старшему тогда семь лет было — А.Б.). Надо бы купить Боре лыжи, Коле санки, а Кате куклу. Перед отправкой я на это деньги приготовил… Посылку с теплыми вещами мне не посылайте, нас должны одеть хорошо — получим новое обмундирование».
    В таких кратких посланиях и проявлялась отцовская забота. Были весточки из-под Москвы, а потом с других «полей». Когда перебрасывали «на новое место», фронтовик давал советы по родному колхозному и домашнему хозяйствам. «Стоим рядом с деревней. Место очень красивое. Только под снегом жито неубранное…» Сообщил: для перехода рота освоила лыжи.
    «1942 года января 3-го дня… И на фронте мы отметили Новый год по-особому, конечно. Ставила ли, Зина, елочку для детей? Им нужна радость. Ох, как я по ним скучаю! Часто вижу во сне, будто я пашу поле, а они бегут босые по пашне ко мне и добежать не могут — сон всегда обрывается…».2
Наш дед был тогда молод, верил в светлое будущее для детей и внуков. Гордился своей ротой: «все ребята надежные, крепкие деревенские парни, если патронов не хватит, и в рукопашную пойдут». Под Старой Руссой он повел автоматчиков на прорыв… Вместе с ними остался навсегда в тех полях и «пророс травою». А жена Зинаида Ивановна всю жизнь его ждала, была солдаткой, вырастила троих детей…
    Эмоциональное состояние, особенности характера каждого участника войны можно «вычитать» в письмах. Удивляют заметные совпадения надежд, мыслей, чувств и предвидений. Вот цитата из письма в Мантуровский район Героя Советского Союза Анатолия Котлова: «Мама! Если приеду к тебе — не узнаешь своего сына… За последнее время что-то часто стал видеть свой дом и вас. Как будто вы собираетесь меня женить, но никак подходящей невесты не найдете, все мне не нравятся… А то приезжаю — тебя дома не застаю, будто ты ко мне уехала. И вот почти каждый день такие сны. Сам не знаю, что такое. Или война скоро кончится, или еще что-нибудь. Не женит ли меня какая-нибудь шальная? Конечно, обидно на последних днях умирать, но что, видно, на роду написано — никуда не денешься… Ну, хватит грустные думы наводить! И без того тебе, наверное, невесело… Ничего, вот приеду домой — все наладим. Только бы остаться живому…»3
     В ночь с 21 на 22 февраля 1945 года (по свидетельству очевидца Сафонова) Анатолий Котлов возглавил разведывательную группу, рискнувшую на мотоциклах прорваться в расположение врага на территории Венгрии, в бою был тяжело ранен, потерял много крови… Скончался в полевом госпитале.
    Уверенность в победе и трагические предчувствия — бывало такое сочетание в настроении тех, кто ценой своей жизни защищал Родину. Предвиденье свойственно особо одаренным людям. Это наблюдение подтверждается и другими судьбами. Буйский талантливый школьник Юрий Баранов в дневниках, письмах и стихотворениях предсказывал суровые перемены: «Жизнь, которой мы так гордились, / Не лежит на нашем пути. / Видно, мы не затем родились, / Чтобы счастье свое найти». Этот быстро взрослеющий юноша за шесть недель до начала войны признавался: «Но — прекрасно все понимая, / Но — готовый идти на рать, / В этот солнечный вечер мая / Я совсем не хочу умирать./ Вот поэтому я печален, / Вот поэтому молчалив». Мобилизованный из института, став курсантом военного училища, Юрий писал 12 ноября 1941 года своей девушке — милой Лоре : «Я очень, очень тебе благодарен, что ты совсем не забыла обо мне. Я тебя никогда не забуду, хотя тоже реже стал тебе писать. Обстановка заставляет это делать. В новой моей роте такие строгие порядки…». Курсантом он участвовал в боях под Тулой. Тогда и прорвались еще раз нарастающие ноты, «потому что здесь пули свищут / И какая-нибудь из них, / Может, сердце мое отыщет / И убьет неоконченный стих».4
     В июне сорок второго двадцатилетний лейтенант Баранов погиб в боях под Новгородом…
Первый год войны был для молодых воинов особенно трагичен: оборонялись, отступали, а зарифмованные лозунги и «заклинающие» строки призывали геройски встречать «наглую свору», «стоять до конца, и ни шагу назад!». О том говорят и стихи, опубликованные после разгрома немцев под Москвой с пометкой «Действующая армия». «С Новым годом, дорогой товарищ! / С Новой силой на врага вперед!» ( Часовников А. «В эту ночь» // СП. 1942. 1 янв.; Рыкалин А. «Москва отомстит» // СП.1942.14 февр.; «Ни шагу назад» // СП. 23 сент.). В течение всех военных лет присылали фронтовые сочинения костромичи: М. Кулапин, А. Часовников, А. Никитин (псевдоним Ал. Волин), А. Гусев, Н.Скопец, Е. Осетров, А. Гусев, И. Беликов и другие фронтовики.
    Менялась обстановка на фронтах и менялось поэтическое настроение. Появлялись посвящения родному городу. Был даже «костромской вариант» неунывного характера: М. Кулапин написал балладу «Родом с Волги» — попытка создать своего «Теркина». В новом пополнении прибыл на передовую парень с Волги, из Костромы. Бывалые воины встретили его с интересом , потому что знали наш город — «лечили там раны, ходили там в сад» и особенно ценили заботу врача Державца… Приглянулся парень. «С тех пор костромич был в особом почете, / Понравился всем простотою лица, / Стрелял он отлично, и не было в роте, / И даже в полку — веселее бойца». (СП.1943. 14 авг.)
    Встречаются в публикациях «именные» стихи, посвященные землякам, боевой дружбе и собственному «везению»… По батарее идет слух о том, что артиллерист дядя Коля Киреев, друг пехоты, был когда-то в Костроме часовщиком (автор стиха Н. Скопец).
     Во время войны стихи А. Часовникова печатались в дивизионных и других газетах. Были написаны песни на его слова для армейского ансамбля. Поэт с гордостью рассказывал о волгарях и написал поэтическое «Письмо в Россию из Берлина. 30 апреля 1945 года», а позднее — поэму «Юрий Смирнов». Е. Осетров посвящал стихи фронтовому братству, боевым друзьям, начинал осмысливать русскую историю, устанавливая патриотическую связь времен («У стен Ипатьевского монастыря» // СП. 1944. 5 июля), верил в «неистребимость» жизни по собственному оптимистическому ощущению: «Мне кажется, что заколдован я,/ Что пули не берут меня литые, / Что я — само кипенье бытия, / Что я бессмертен, как моя Россия». Это стихотворение «Я — русский человек» было опубликовано в первом послевоенном выпуске «Костромского альманаха» в 1946 году.
    Наш земляк военный летчик Виктор Волков, награжденный за оборону Москвы и Сталинграда, рассказал стихами о том, чем запомнилась ему осень сорок первого: «Враг разбил все взлетные дорожки. / День за днем девяткой боевой / Мы, взлетая дружно под бомбежкой, / Защищали небо над Москвой». Двадцатилетние курсанты военно-авиационного училища «показали выучку и знанья,/ Преданность отчизне до конца». Воин и поэт после второго ранения на подступах к Днепру навсегда ослеп. Но поэзия его выручала в самые трагические периоды военного и послевоенного времени.5
     Теперь по многим свидетельствам мы знаем: на войне, как и в мирной жизни, разные были судьбы. Но на всех была одна Победа. О том и песня много лет звучала с трагической строкой: «Мы за ценой не постоим».
    Смотрю на ветеранов и думаю: какими были мои деды, которых видеть не привелось — война отняла их у меня. Хочу знать, как работали, воевали они. Листаю подшивки газет — особую летопись. И растет познавательный интерес к тому, что помогало костромичам исполнить гражданский долг.
    Высокое чувство любви к Отечеству, «правое дело» в значительной мере определяли движение к Великой Победе на фронте и в тылу. Газетные публикации говорят о том, что мобилизация духа и самосознания народа формировались не только призывами, пропагандой и агитацией, историческим напоминанием о роли и традициях российской провинции в борьбе с внешними врагами, но и усилиями творческих работников. Искусство, литература, народное самодеятельное творчество создавали духовную атмосферу тыловой жизни, общественное настроение.
    Литераторы Костромы в предвоенные годы уже писали «оборонные», патриотические стихи и рассказы. Один из них — молодой поэт А.Рыкалин, считавший себя представителем «поколения радостных людей», сочинил несколько песен («Походная красноармейская», «Песня о Котовском», «Песня о Чапаеве», «Песня о Тимошенко»). При костромском Доме Красной Армии поэты сформировали литгруппу. 1 июня 1941года вышла последняя «мирная» литстраница «Северной правды», в ней опубликованы стихи Н.Соколова, Н.Орлова, Е.Осетрова, В.Пастухова, В.Пилюги и рассказ А.Часовникова «Голубая косынка». А 22 июня должен был состояться лермонтовский вечер.
    Указ о введении военного положения и мобилизации изменил жизненные порядки. Поэты, журналисты, писатели тоже пошли на фронт. Но и оттуда, из действующей армии, они присылали произведения для публикации в газете, которая сразу стала работать на далекую победу. Примечательно, что литературная жизнь в Костроме активизировалась и была заметно поддержана, как и деятельность всех других творческих коллективов, редактором «Северной правды» Н.Казариным. О творческой жизни костромской интеллигенции постоянно рассказывали газеты «Северная правда» и «Северный рабочий», на газетных полосах «встречались» литераторы-фронтовики, работники тыла из Костромы и Ярославля (по заметкам Б. Козлова).6
    Публикации, вечера, отчеты писателей, обсуждение пьесы В. Лебедева «Максим Горький», юбилейные торжества, посвященные Грибоедову, Тургеневу, Крылову, отзывы читателей на произведения земляков-фронтовиков — все свидетельствует о работе художественного слова. В городе и по области читают рассказ А. Толстого «Русский характер». 12 февраля 1942 года в библиотеке им. Крупской проведено открытое заседание кафедры языка и литературы учительского института. А. В. Чичерин выступил с докладом «Оборона Родины и литература». Была развернута выставка произведений. Горком партии проводит общегородские собрания творческих работников. На одном из таких в 1942 году отмечалось: художники дали 50 рисунков для окон ТАСС, литераторы выступают в печати и по радио, артисты поставили 8 шефских спектаклей, дали 61 концерт!..
    Появляются значительные публикации Е.Осетрова, А.Никитина, Н.Орлова, А.Жарова. Прозаик В.Лебедев в октябре 1943 года на собраниях литгруппы читал свой роман «Млечный путь», чем и подтвердил свою творческую активность во время войны.
    Последовательно, активно работает театр. Режиссер театра имени Островского Минаев, заботясь о повышении творческой культуры, определяет главные цели коллектива: «Театр должен вдохновлять на подвиги, на самоотверженный труд, показывать средствами театрального воздействия примеры и величие героизма; в образной форме говорить с подмостков о том, что преданность родине, подвиги во имя родины являются единственной вдохновляющей целью каждого. Подмостки театра должны стать источником оптимизма».+6 Спектакли «Батальон идет на запад», «Надежда Дурова», «Мстислав Удалой», комедия Б.Ромашева «С каждым может случиться», «Снегурочка» Островского — часть репертуара во второй год войны.
    Был творчески воспринят ориентир, высказанный т. Щербаковым на торжественном заседании, посвященном годовщине смерти Ленина: «Тыл питает фронт бойцами, настроениями, идеями». Работники духовной сферы понимали: деятельность науки, литературы, искусства в военное время нужна больше, чем в мирное. Роль костромского театра на протяжении войны была особенно значительной. Спектакли, поднимающие дух, выступления бригад перед фронтовиками, концерты в театре по произведениям местных авторов, сбор от которых поступает на постройку эскадрильи противотанковых самолетов, шефство над госпиталями, детскими домами, выезды в колхозы. Заслуженной известностью и любовью среди выздоравливающих бойцов и командиров, находящихся на лечении, пользовались артисты городского театра П.В. Брянский, Г.В.Соловьева, В.М.Ярчевский, А.М.Талисман, Е. В.Аделева и другие. «Рядовой и офицерский состав госпиталя, где начальником т. Айзенберг, по возвращении на фронт обязуется, в ответ на заботу о них, с новой силой обрушиться на врага». (А. Андреева. СП. 1943. — 5 декабря). Были подведены итоги такой работы в госпиталях: 1100 шефских спектаклей, 1000 художественных читок в палатах тяжело раненым бойцам. Приказом начальника Костромского гарнизона от 23 февраля 1944 г. объявлено 300 благодарностей артистам драмтеатра им. Островского за обслуживание спектаклями и концертами воинов гарнизона и госпиталей.
    Осенью 1943 года открылся цирк. Библиотеки получают премии за массовую работу. Рабочие заводов и фабрик собирают одежду для жителей освобожденных районов, посылают книги, подписываются на заем и участвуют в художественной самодеятельности. Музыканты выступают с концертами. Художники устраивают выставки. К 26-й годовщине Красной Армии Назаров, Яблоков, Рябиков, Колесов пишут портреты военачальников, пейзажи, сюжетные картины. Начальник областного управления искусств Ларин проводит собеседование с художниками о подготовке работ на московскую выставку. Яблоков, избранный секретарем городского Союза художников, начал писать картину «Козьма Минин», Назаров пишет «Ивана Сусанина», Беляев — картину «Партизаны». Действует филиал Союза художников. Возвращаясь в сорок второй год, нельзя обойти даже названия эскизов на конкурс: «Прошли немцы» Колесова, «Жертва фашизма» Беляева, «Отъезд сына на фронт» Рябикова, «Организация партизанского отряда» Назарова. Живопись, графика, плакат имели особую тематику и направленность.
    Николай Шлеин организует выставки молодых живописцев, на базе своей студии создает художественное училище. Работы костромичей экспонируются на выставках в Ярославле, Иванове, Москве. Запланированы творческие отчеты молодых. Появляются костромские сатирические плакаты в «Окнах ТАСС». В 1943 году для всесоюзной выставки «Фронт и тыл» ярославское жюри отобрало 17 картин, созданных костромичами.
    ПЕРЕЛОМНЫЙ сорок третий... Газеты постоянно сообщают о работе учреждений культуры, писателей, музыкантов, живописцев, учителей, ученых. Возьмем для примера такие сообщения. «Сегодня в помещении клуба на улице Луначарского впервые за время войны открывается большая художественная выставка, на ней представлено около ста работ местных художников». (14 ноября). А 17 октября газета «Северная правда» сообщала: «Недавно Вере Михайловне Шпажниковой присвоено звание заслуженного учителя...». И еще несколько примечательных фактов по газетным публикациям: концерт в музыкальной школе посвящен П.И. Чайковскому; спектакль «Инженер Сергеев» рассказывает о поведении человека в решительную минуту; учительский институт отмечает 125-летие со дня рождения И.С. Тургенева; в четверг 21 октября в 20 часов на собрании литературной группы писатель В.А. Лебедев читает свой роман «Млечный путь»; концерт фронтовой бригады гортеатра им. Островского на фронте; русский хор на фабрике; доцент учительского института проводит литературные понедельники в клубе им. Коминтерна; объявлены концерты ансамбля Эстонской ССР; опубликовано стихотворение Александра Жарова «Слава молодому поколению»; концерты учащихся в госпиталях; открыта заочная средняя школа; в цирке большое представление... И в тех же номерах газеты постоянные напоминания о светомаскировке, стихи с фронта. 17 октября 1943 года напечатана «Песня о Костроме» Николая Орлова. «Всколыхнула война, громыхая, /Наши улицы, наши дома. / На защиту родимого края / поднялась и моя Кострома»… Конечно, были трудности, горе, лишения. Но литература, театр, музыка, искусство подкрепляли дух. Проводились фестивали исторических фильмов — они имели особое воспитательное значение. Немало нестареющих кинолент поступало в кинопрокат: «Александр Невский», «Минин и Пожарский», «Петр Первый», «Суворов», «Чапаев», «Как закалялась сталь»…
    По рассказам родных, по воспоминаниям фронтовиков и тружеников тыла, по произведениям художественной литературы теперь мы знаем о том, что особую роль сыграло устное народное творчество, через фольклор люди выражали свое настроение. Приходится только сожалеть, что в те годы, да и позднее, в печати не уделялось внимания свежим байкам и частушкам. В подшивках «Северной правды» за четыре года удалось найти единственную обширную публикацию под рубрикой «Поет колхозная деревня». 12 декабря сорок третьего года К. Сорочинский опубликовал подборку записанных в деревнях частушек. В газете не раз отмечалось: исполнительских сил много, но нет музыкальных инструментов, грамотных руководителей. И все же постоянно проводились смотры художественной самодеятельности. Немаловажны были и стихийные спевки: в поле, на току и на ферме, в цехе и дома, на торфоболоте и на лесозаготовке. Пел народ...Объединение композиторов и музыкантов было сформировано в 1942 году. Хоровое пение, литературно-музыкальные концерты, музыкальные школы, затем — музыкальное училище, различные кружки на предприятиях, в избах-читальнях и красных уголках — все сложилось в разветвленное музыкальное влияние, которое поддерживало коллективный настрой.
    Библиотеки, клубы, новые учреждения культуры имели тесную связь с работниками литературы и искусства, проводили совместные вечера, концерты, юбилейные торжества. Удивляет обилие литературных публикаций, вечеров и писательских отчетов. Читательские конференции, громкие читки, сценические постановки по рассказам, песни. Не оставлено без внимания творчество земляков. Оно свидетельствует об активной работе художественного слова. Очевидно, учительский институт, театр и редакция газеты «Северная правда» имели отчетливую патриотическую позицию.
    Художественное слово было в цене. На базе опыта, приобретенного в годы войны, в первые послевоенные месяцы все было сделано для открытия Костромского книжного издательства, начавшего выпускать большими тиражами художественную литературу и документальные очерки о земляках. Перед нами добрые и мужественные примеры, поучительные и необходимые в новых условиях через шестьдесят лет после войны. Наши деды, навсегда оставшиеся на полях сражений, и живущие рядом с нами ветераны войны достойны благодарной памяти, подтверждаемой конкретными делами во благо народа и Отечества.

1.См: Костров В. Солнце во дворе. - М. МГ, 1978. - С.95
2. Базанков М. Русское поле. - М Современник, 1990. - С.24
3.Кострома. Литературный сборник №9. - Кострома, 1957 . - С.144
4.Баранов Ю. Голубой разлив. - Ярославль В.-В.,1988. - С. 10,39,158
5.Волков В. Поэты-фронтовики. -Ярославль. В.-В.,1969. - С.45
6. Козлов Б. «Версты, дали…»-Кострома.Госуниверситет, 2003.-С.84-85.