На правах рукописи

Ольга Гуссаковская

ПУСТЬ БУДЕТ ЗОРЧЕ ИДУЩИЙ СЛЕДОМ

    Что сказать входящим сегодня в литературу? Призадумаешься... Но, с другой стороны, задача интересная.
    Одно могу утверждать как данность: рабство нынче если кому и грозит, то только по собственному желанию. К сожалению — случается.
    В остальном, разве объяснить нынче молодому литератору, чем я сама занималась семь лет, работая в Магаданском книжном издательстве? Пожмет плечами:  «А зачем вы меняли местами зеков и комсомольцев-добровольцев?» Затем, что иначе было нельзя.
    С другой стороны, тот самый «реализм без берегов», о котором еще в 60-е годы оповестил мир Роже Гароди, тоже не безопасен: где нет берега, нет и опоры, а она бывает и не лишней для неоперившихся «летунов»...
    Стержня, единой, как было годами, идеи соцреализма уже нет, и потому началось деление на кланы. Особенно это заметно в провинции где всегда существовал избыток честолюбивых недооцененных (по их мнению) дарований.
    Теперь, скинув былые общие оковы, каждая такая личность начинает сколачивать вокруг себя группу соратников.
    Слова разные, а смысл призывов один:
    — Только мы (на самом деле «Я»!) обеспечим вам свободу творчества и успех!
    И куда в этой ситуации податься новичку, кому поверить? Тут-то и кроется главная сегодняшняя опасность. Раньше затирали, а теперь могут захвалить, в обоих случаях о судьбе юного дарования не заботясь.
    Нужно изначально быть предельно требовательным к себе, чтобы не угодить в расставленные льстивые сети. Но ведь и похвала нужна именно в начале пути! Поэтому и говорю, что положение молодого литератора сегодня куда как непростое.
    Как-то заглянула в «Молодежную линию» и увидела, что руководитель отделения Союза Российских писателей (одного из трех литобъединений в Костроме!) подводит итоги конкурса молодых фантастов.
    Это направление литературы интересует меня давно, у меня большая библиотека фантастики, знавала я и многих знаменитых писателей...
    Лучшим объявлен Владимир Зайцев из поселка Просек Антроповского района, его рассказ «Когда мы счастливы» опубликован в газете.
    Что же? В даре фабулиста ему не откажешь, хотя апокалипсическая тема — дорога торная. Но, похоже, никто и не пытался сказать молодому автору, что важно не только «что», но и «как»: язык произведения. Собрать такое количество языковых штампов в одном рассказе можно, если вообще не имеешь понятия, что это такое.
    А Владимир — лучший.
    Как выглядят остальные? Не преждевременны ли похвалы?
    Не раз и не два за последнее время «Северная правда» публиковала подборки стихов, главным образом, поэтов из сельской глубинки.
    Всегда их сопровождали многообещающие пожелания то Татьяны Иноземцевой, то Василия Травкина.
    А причина-то у всех одна и та же: отстаивание позиций (и права на жизнеобеспечение!) «своего» творческого объединения.
    При всем том надо отметить, что материалы, представленные на страницах той же «Северной правды» областной писательской организацией, остаются лучшими.
    Тем не менее в Костроме появилось четвертое по счету литературное объединение с обязывающим названием «Гамаюн». Руководить им желает человек, которого я не знаю, поэтому о будущем «Гамаюна» сказать не могу ничего.
    Говорит же все это о том, что творческая молодежь Костромы нуждается сегодня гораздо более, чем в поддержке материальной, в поддержке духовной. Объединений много, Учителя — нет! А я-то по опыту  знаю, что важнее всего в начале пути напутствие человека умного, образованного, бесконечно любящего русскую литературу... Такие люди — редкость, они истинные Посланники Божьи.
    А что имеем? Неформальные объединения, главным образом, поэтов, вокруг Галины Божко и... самиздата. Под хвалебным названием «Фонтан». Совсем бы то, что нужно, однако...
    Литературная безвкусица и глухота, увы, так же вечны, как и таланты. Знаю, что Галина Божко тратит на издание газеты «Фонтан» собственные деньги, бедствует из любви к литературе. Но результат?
    ... А те, кто действительно могли бы помочь, либо делят эфемерное влияние, либо просто добывают кусок хлеба.
    Литературный процесс в Костроме идет, но развивается стихийно.
    ... Лежит передо мною последний выпуск литературного сборника «Кострома». Прочитан давно, весьма внимательно, немало продумано. Кое о чем стоит сказать сейчас.
    ...Не знаю, кем и когда было придумано определение «местный» писатель. Это — порождение все того же Горьковского Союза писателей и соцреализма. И очень живучее порождение, поскольку тихие, нищие, далеко не всегда бездарные, но вынужденно безгласные «местные» писатели были очень удобны властям. Жили и в Костроме люди немалого дарования, которым штамп «местный» связывал руки и крылья, а находились и такие, кому в этой нише жилось очень даже уютно.
    В сборнике «Кострома» идет зримая борьба двух стихий: небесной, вольной и непредсказуемой, и земной, обжитой и не удивляющей ничем. Флаг первой — «Победил войну» Владимира Старателева, «Труба» и «Сказки» Бориса Бочкарева, «Палисад» Михаила Зайцева, «Эссе» Павла Корнилова.
    Может Кострома дышать свободно! Но дается ей это трудно, поскольку велик груз привычного «местного» существования в литературе. И в который раз встает вопрос: кого и сколько публиковать? Стоит ли давать слово сотне, если запоминается голос единиц? К тому же иначе-то и не бывает...
    Интересная ситуация: Михаил Базанков опубликовал очерковый триптих «Вот поэтому я печален...».
    Два первых очерка: о старшем брате, не пришедшем с войны, и об отце — как раз из той вольной словесной стаи. Их читаешь с замиранием сердца.
    Просится третий — о матери. Но его нет, не получилось (хорошо бы — пока). Нужно было и остановиться на том, что есть, а зачем-то добавлен очерк «Будут с гордостью вспоминать...» о Юрии Баранове, профессиональный, но холодный. Снижает впечатление от первых двух.
    ... Я ничего не говорю о стихах — пусть этим займутся поэты. И о разделе литературоведения — тоже. Мне он кажется несколько претенциозным и искусственным, но я на этих словах не настаиваю.
    Очень хорошо, что сборники «Кострома» выходят, появляются и книги. Но плохо, что книга одаренного прозаика Алексея Акишина пролежала столько, что и половину названия успела потерять, а все еще к читателю не пришла. Опоздала книга Владимира Старателева. Не похоже, чтобы увидела когда-то свет проза рано ушедшего Михаила Зайцева.
Поэтам дышится легче.
    ...Но что же все-таки сказать молодым? Внутрисоюзные дрязги однажды утихнут, а талант (как и водится!) останется наедине с самим лишь собой и своими возможностями.
Публикация в газете, сборнике — хорошо, но биться надо за широкое признание, поскольку время «местной» литературы на исходе.
    Оружие здесь — духовное самосовершенствование и повышение культурного уровня. Писатель, как никто, должен знать свой родной русский язык, но сегодня и английский не прихоть, а необходимость. Хотя бы и для того, чтобы грамотно бороться с англоязычным засилием в среде молодежи.  Полезно основательное знание истории государства и происхождения религий, понимание Библии.
    Писатель интересен тогда, когда он много знает, поскольку и его воображение в этом случае обретает совсем иную мощь.
    ... Таланты в Костроме были и есть. Земля наша отнюдь не оскудела даже в нынешнее лихолетье. В это я верю и многого жду от тех, кто идет следом за мною.

2000 г.