«Игры»   Павла  Румянцева

Характеристика литературного творчества

 

Первая книга под отчетливо ориентированным названием «В нашем славном городе» юмористическими рассказами и сатирическими фантазиями представила интересного сложившегося профессионально прозаика Павла Робертовича Румянцева. Вышла эта книга в серии «Литературная Кострома» в марте 1993. Все в ней было знакомо и узнаваемо: купец Охмелкин из сатирической повести «Благодетель» фантазией автора переносится в наше реформенное время, а старый большевик дед Матвей из рассказа «Дверь», наоборот, окажется заплутавшим во времени и вздумает нам же рассказывать о том, что с ним произойдет или, точнее, происходит, то учителя, вступая в рынок, начнут осваивать бартер, сам же автор предстанет выступающим на телевидении, поведет репортаж с весенне-полевых работ или сделает открытие в двухтысячном году, свидетельствующее о завершении переходного периода в построении капитализма по всем странам СНГ. Кто-то займется китайской гимнастикой, кто-то в спортивном азарте рванет в Ливерпуль или вместе с хирургом Чумаковым поучаствует в размышлениях о текущем моменте. Можно даже позавтракать с любителем кроссвордов, а вместе с Серафимом Межбоговым познать секреты виртуозного и таинственного совместительства. Можно оказаться на дороге к Храму или в ресторане со старинным названием...
Разные бывают пути-дороги, способы тащить репку и давать уроки в колледже, выходить в прямой эфир — Павел Румянцев это делает по-своему, оригинально, с выдумкой, обязательно с пониманием обиженного человека, в сочувствии к нему. Конечно, автор знает толк в сатире и согласен, что она может быть оправданно язвительной, ироничной, в некоторых случаях сердитой и хлесткой, но добрая улыбка ей никогда не мешает.

Добрый взгляд, ироничное к самому себе отношение, сарказм и незлобивая улыбка при светлой печали, правда факта и придирчиво-аналитическое отношение к житейской суете земляков — отличительные особенности деликатного юмориста и сатирика. В писательской организации мы с определенной симпатией оценили его работу в сатире и юморе за эту доброту и деликатность, за умение оставаться на своей душевной точке опоры, когда бойкие сатирики, равнодушные к народным страданиям и печалям, не просто высмеивают человеческие пороки, а наотмашь, с какой-то хамоватой пренебрежительностью, переходящей в жестокость, бьют растерянных соотечественников — «совков этой страны» — слева и справа, сладострастно топчутся на слабых и поверженных, скалозубят и хохмачат, упиваясь собственной ядовитой изощренностью. Становится очевидно: нынче в дефиците интеллигентность юмориста и сатирика — обязательный профессиональный элемент обаяния и достоинства.

Литературная работа врача-психиатра (Павел Робертович заведовал отделением в Никольской областной больнице), все его сочинения убеждают в способности на специфическое, точное, выверенное внимание к человеку, в умении со взгляда определять, кто в первую очередь нуждается в сострадании, помощи и защите. Передвижение различных людей не только по городскому и столичному пространству, но и по всей российской периферии между прошлым и будущим происходит на особой линии, где встречается со своими «пациентами» молодой сочувствующий сатирик. Чаще всего он действует в конкретном городе, среди конкретных узнаваемых деталей и настроений, экономических проблем и политических зигзагов.

Рассказы и повести, составившие первую книгу, были представлены в трех разделах и продемонстрировали развитие автора, формирование его эстетической и философской позиции. Писательская организация в 1993 году осуществила первое издание, чтобы обстоятельно знакомить костромичей с перспективным автором. Экономические трудности были главной бедой на пути этой книги. Но издатели понимали: редакционные и авторские затраты компенсируются достижением нравственной цели. Несмотря ни на что, и под гнетом безразличия к культуре, литературе смутного времени в местных условиях с помощью добрых помощников, усилиями двух-трех человек, уверенных в способностях Павла Румянцева, сборник был подготовлен, издан за короткий срок. Тираж, к сожалению, оказался маловат — книга вскоре разошлась. Она вызвала интерес не только в Костроме. С ней Павел по нашей рекомендации участвовал во Всероссийском совещании молодых литераторов, был принят в  Союз писателей России.

Итоговая книга, в которой собраны лучшие рассказы молодых прозаиков, вышла с пояснением: «Несмотря на огромные беды, постигшие нашу Родину, несмотря на неимоверные трудности, авторы рассказов с помощью Союза писателей России смогли собраться в Москве, привезти на суд товарищей (а теперь и читателей страны) свои лучшие произведения. Как и в прежние добрые времена, молодые литераторы представляют обширнейшую географию: от Бреста до Владивостока и от Прибалтики до Средней Азии». Этот коллективный сборник был назван по представленному в нем рассказу костромича Павла Румянцева «Дверь».

Жизнь порадовала нас и автора подтверждением уверенности в таланте. Первая книга состоялась, направленность творческой судьбы определена. Предшествовали выходу книги многие публикации в областной печати: Павел давно уже один из ведущих авторов артели «Дракон» при газете «Северная правда». Публиковался в еженедельнике «Собеседник», «Санкт-Петербургских ведомостях», в московском журнале «Россия молодая», саратовском — «Гонец», его юморески звучали по радио России. Последовательно прошли три заметные публикации в журнале «Юность».

И вдруг появились пьесы... Неужели счел все возможности в излюбленном жанре исчерпанными, начал искать другие средства выражения? Драматургическая наклонность проглядывала в его «юморных» коротких вещах. Даже в махоньком этюде «Репка». Вспомнилось: первую книгу завершает пьеса в одном действии для двоих актеров и многих-многих зрителей под названием «Не по Островскому, но...». Действуют там Счастливцев и Несчастливцев. Вскоре областное радио инсценировало новую пьесу Павла Румянцева «Эвтаназия по-российски» (См. в книге "Разговор по душам" с.133). Радиоспектакль получился. Театр «Полином» с успехом ставил пьесу «Совместитель» (См. в книге "Разговор по душам" с.115). Удачная попытка войти со своими особыми возможностями, интересами, принципами в другую литературную область. Сатирическая комедия под загадочно-странным названием, написанная в сочувствии к людям старшего поколения. Видимо, автор испытывал себя в новом качестве, зная, на что идет, поэтому разноречивые суждения об удачах и просчетах спектакля воспринимал заинтересованно и благодарно...

И  вот журнал «Юность» публикует новое  «странное» сочинение — повесть «Последние версты» (См. в книге "Разговор по душам" с.59), которую при составлении этой книги Павел Румянцев решается назвать романом. В журнальной публикации, говоря о себе и о повести, автор признался, что любит Москву, любит «территорию» Гоголя. А по первой книге «В нашем славном городе» читалась убедительно любовь к Костроме. Значит, любовь к Отечеству расширяется? С годами творческий человек видит и мыслит шире, свободнее, философичнее. Приходит пора «чувствовать эпоху и проникать в иные времена». Примечательна деликатная оговорка: «Надеюсь, что читатели отнесутся снисходительно к возможным историческим неточностям, но мне представляется, что все было именно так». Создавая свою художественную реальность, писатель дает волю фантазии и тем самым обеспечивает особую силу слова, образа, ситуации, сюжета и конфликта. Сатирическая направленность мировоззрения, взращенная стремлением понять великий дух, образ мыслей, убеждения Николая Васильевича Гоголя, определила особенность реализма, протестующего против умозрительной «положительности» взгляда из прошлого в настоящее.

Оценка этого произведения, на мой взгляд, будет даваться читателям не просто. И дело не только в том, что в Костроме «никто и никогда не писал ничего подобного». Каждое талантливое произведение является художественной новостью, для восприятия которой требуется «подходящее» мироощущение. Сочетание лирики, сатиры и мистики на каждого действует по-разному: не все души отравлены лукавством, корыстью и жестокостями. Не каждый почитает всех нолями, а единицею себя...

Книга избранных произведений (в неё вошли и новые пьесы) представляет основные направления творческих исследований. Павел Румянцев в «Лицедейских играх» ведет разговор о самочувствии современного провинциального жителя, серьезно и последовательно анализируя обстоятельства. Он задает вопросы, чтобы читатель и зритель вместе с ним шли тропами откровений, размышляли о жизни, над «странным» поведением неприметных жителей городка и тех, кто всегда на виду (на сцене и в картинах обычной повседневности). Сочувственная улыбка автора сопровождает героев и в самых нелепых ситуациях. Фантазия его выстраивает новую реальность ради просветленного взгляда каждого человека на самого себя. Наивные вопросы недоумевающего простака касаются главных проблем времени. «…Ну почему? Почему все так устроено? С нуля начал… квартиру заложил под первый кредит… а затем по копеечке…шажками… потом и кровью… Друзей и семью потерял, пока силу набрал. И на тебе!» (Пьеса «Божья коровка»). Невольно вспоминаются классические «Волки и овцы».

Современный бытописатель Павел Румянцев проглядывает  действительность в русле вечного течения жизни, взятого на века исследованиями  А. Ф. Писемского и А. Н. Островского. Наш современник без гордыни и суеты набирает собственную мозаику не ради лицедейских действий, а ради познания особенностей поведения человека на рубеже двух веков. Через частности и случайные будто бы столкновения характеров говорится о многом. Лицедействуя персонажи вторгаются в нашу реальную жизнь сочувственно и доброжелательно – таково авторское внимание к современным жителям провинции. И не только.

                                 М.Базанков