На правах рукописи
Вячеслав Шапошников


О  ПОЭЗИИ



    Когда художник не знает Бога, он, по сути, играет  «в искусство», считая себя абсолютно свободным в этой опасной игре, и тогда начинаются откровенно-формальные, поверхностные отношения с миром, тогда на первое место неизбежно выходят самость, своеволие, тогда ему кажется все вполне пригодным для того, чтобы быть «предметом творческих исканий», материалом для  с а м о в ы р а ж е н и я. Живем во днях, в которых столько всего наговаривается, набалтывается, выкрикивается... Эпатажное, откровенно-циничное, не брезгующее и грязным словцом, неприкрыто-кощунственное, нарочито-дурашливое — все это сегодня в нашей  художественной  литературе  имеет весьма широкое применение.
    «Русская поэзия, — пишет Архиепископ Иоанн (Шаховской), — еще не нашла своего высшего выражения. В ней недостаточно «различения духов». Поэты еще хранят с райским духом и преисподний, забавляются им». И добавляет: «Не любят Бога по одной причине: Его не знают». Так это важно понимать, что человек — посредник между его миром и другой силой. Еще более важно понимать — какой силой: Богом или Его противником. От нас зависит: какое посредничество мы будем исполнять, а стало быть, и то, в какое состояние придет этот мир — эта великая поэма Бога. Многие литераторы сегодня находятся на распутье в своем духовном, а значит, — и творческом выборе. Многие даже и этого распутья еще не достигли, оставаясь на прежних кривопутьях, даже и не догадываясь о том, что, не зная Бога, оказываются всего лишь «слепыми поводырями слепых». Критика наша об этом  главном, все определяющем выборе пока еще не сказала своего веского слова, видимо, не накопив для такого разговора достаточного опыта и знаний. Есть пишущее духовенство, среди которого сегодня отыщутся и профессиональные писатели. Эту роль они должны взять на себя. Есть профессиональные авторитетные писатели, давно и крепко утвердившиеся в православии. Несомненно, и они могут сказать свое слово, которое поможет их собратьям сделать верный духовный выбор и утвердиться в нем. Писателю, как никому другому, пожалуй, необходимо знать, помнить слова Спасителя: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матф.12,36). Если поэзия для тебя, называющего себя поэтом, — «изощренная безделка», то занят ты празднословием, за которое надо будет держать «ответ в день суда».
    Архиепископ Иоанн в своем слове, на которое я уже несколько раз ссылался, определяет поэзию так: «она есть высшее цветение человека в мире».   Таковой она была изначально.