Виктор Веселов
ПОЭЗИЯ – ЧАСТЬ РЕЧИ ЖЕНСКОГО РОДА
 
    В литературной критике, на творческих «тусовках» до сих пор ведутся дискуссии о правомерности самого понятия «женская поэзия». Спор, как обычно у нас, ведется размашисто и категорично. Многие участники полемики, как правило, представители сильного пола, утверждают, что поэзию нельзя делить на мужскую и женскую. По их мнению есть хорошая и посредственная литература и неважно к какому полу относится автор того или иного произведения.
    Нет резона вроде бы и спорить с таким подходом, ибо он определяет главный критерий литературной классификации. Однако очевидна и неполнота подобного деления. К тому же всякие оценочные подходы страдают субъективностью: что одному покажется хорошим, другому может вовсе не понравится. Добавим также, что мир многообразен, разнолик. Мужское и женское начала в нем, хотя и взаимосвязаны, но различны, а порой и противоположны друг другу. Поэзия как средство миропонимания и отражения бытия не может не заметить такого деления. Надо ли доказывать, что женщина – это особый Космос. Да и просто неприлично отказывать поэтессам в принадлежности к этому Космосу, компенсируя подобную неуклюжесть галантным зачислением отдельных их произведений в разряд «хорошей» литературы.
    Стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, Ю. Друниной, О. Бергольц и др., конечно же, не вмещаются в эту нишу не только своей индивидуальностью, неповторимостью, но и общей неразрывной связью с миром женской души. Лишь глухой не слышит в их поэзии, даже в самых жестких, мускулистых строках А. Ахматовой, особые женские мелодии, отражающие восприятие мира «инаковым» способом, чем представители так называемого сильного пола.
    Упомянутая «инаковость» не является ни плюсом, ни минусом для оценки творческих произведений, требующей других критериев. Она есть данная реальность нашей литературы, всей ее истории и сегодняшней жизни. Слава Богу, не обошла она и костромскую поэзию, где до сих пор живут и развиваются традиции А. Готовцевой, Ю. Жадовской, Г. Миловой, М. Комиссаровой, Н. Снеговой, З. Чалуниной и др..
    В современном литературном многоголосии на Костромском Парнасе отчетливо и чаще всего приятно различимы мелодии женской лирики. Наряду с давно известными поэтессами А. Алферовой, Т. Иноземцевой, Е. Балашовой, С. Виноградовой и др. набирают тембр и высоту голоса новых авторы. Мне приятно представить Валентину Виноградову, Ольгу Запольских, Елена Салмову, Татьяну Борисову, Светлану Писареву. Уверен, в следующих сборниках появятся и другие имена.