На правах рукописи
Жить по любви

 

«Мне показалось, что от появления этих книг окружающий нас мир в чём-то меняется, становится просторнее, обозримее, светлее».

Игорь ДЕДКОВ

 

Новая книга попала ко мне в руки. Как обычный читатель, задумываюсь: «Почему автор дал ей такое название «Просе­ка»?» В конце книги изучаю статью «Содержание» и обнаружи­ваю: первая повесть этой книги называется «Просека в сумрач­ном лесу». Размышляю: «Про­сека - это вырубленная в лесу полоса леса, предназначенная для строительства дорог, элект­ролиний, газопроводов... Не надо даже заглядывать в тол­ковый словарь. Что в этом сло­ве интересного для меня? Ка­кое чувство охватывает челове­ка, который из тёмного непрохо­димого леса вдруг выходит на просеку?» Скорее всего, чувство радости оттого, что вышел на более светлое место. К тому же доволен собой, тем, что пре­одолел препятствия, духом не упал, рук не опустил. Сам вы­шел. Тем самым почувствовал силу и уверенность в себе.

В человеческой жизни «сум­рачного» немало: ложь, зависть, трусость, подлость. Как преодо­леть это, избавиться от этого, что сделать, чтобы зло не тор­жествовало?..

Книга М.Ф. Базанкова сло­жена из избранных повестей и рассказов. Прочитав её, я пой­мала себя на мысли: «Хорошо бы предложить книгу для семей­ного чтения!» В воображении тут же возникает картина...

...Сначала все вместе, дети и взрослые, рассматривают ил­люстрации и фотографии. Заме­чают, что рисунки выполнены са­мим автором, таким образом от­мечают ещё одну сторону талан­та - быть художником. Взрос­лые, между тем, рассказывают об известных фактах из биогра­фии писателя-земляка. А потом каждый член семьи найдёт в кни­ге Михаила Федоровича Базан­кова произведение по вкусу.

Мама вместе с младшими детьми с удовольствием прочи­тает историю про мальчика, ко­торому взрослые доверили при­везти на упрямом быке Горьке масло из Портюга. На самом деле, маме история путеше­ствия до Портюга хорошо зна­кома. Рассказ «Гороховый ки­сель с тёплым льняным мас­лом», прочитанный некогда в книге «Признание в любви», крепко запал ей в душу. Во вре­мя чтения мама, конечно же, бу­дет что-то объяснять, комменти­ровать. Обратит внимание на встретившиеся в рассказе на­звания сёл и деревень: Малое Тюково, Сорвино, Никола-граф (можно карту Костромской обла­сти разложить на столе, по ней проследить путь мальчика). По­яснит смысл незнакомых слов (отава, корчага, шесток, плаш­ки, ободья, фезеушник). Услы­шит мнение детей о характере главного героя.

Детям-старшеклассникам настоятельно рекомендую про­читать рассказ «Берлога». Рав­нодушными не останетесь. Не вскользь, а обстоятельно, подробно рассказывает писатель об одной неурочной охоте. В правдивости опи­сываемых событий сомнений нет. Автор следует жизненной правде. Тем больнее всё проис­ходящее отзывается в нашем сердце. Для старшеклассников, которые перед экзаменом в фор­ме ЕГЭ находятся в глубоких раз­думьях о том, какое художествен­ное произведение взять для ана­лиза, чтобы в нем налицо были нравственные проблемы, тема взаимоотношений человека и природы, проблема нравственно­го выбора. - ответ прост: прочитайте рассказ «Берлога», поразмышляйте над прочитанным, и аргументы найдутся. Это высокохудо­жественное произведение, в котором распутывается целый клубок проблем. Я вижу его в одном ряду с рассказом В.М. Шукшина «Волки», с повестями Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» и В.П. Астафьева «Царь-рыба».

...Дед всю книжицу прочитал первым. «При­шлась помысле», - так и сказал. С бабкой своей, ненаглядной Марусей, нет-нет да и обменяется впечатлениями:


     - Слышь, Марусь, как Михайло-то резанул! У Лапшина-то душонку по­вывернул. А Матрёна мо­лодец, кого-то она мне на­поминает...


- Глянь, а вот и лирик заговорил, как ты лю­бишь. На-ко сама почи­тай. Да отложи ты на минутку эти противни!

Читают вместе: «Выкатилась большая красноватая луна. Крыши, закиданная листвой дорога и обнажённые ветви берёз, то­полей, черёмух словно бы посе­дели. Это пал иней».

- Послушай-ко, какой живопи­сец: «На дальних лугах, насколь­ко охватывал глаз, несметной ра­тью стоял поднятый в конуса лён». Да что говорить! Наш писатель, понимающий, здесь его корни. А мысли, мысли так и роятся. Есть человеку что сказать, подсказать да на просеку вывести.

...За чтением рассказа «Пос­ледний рубеж» мне видится отец семейства. Тема исчезающих деревень, заросших бурьяном колхозных полей, опустевших ферм, вросших в землю силос­ных траншей пробуждает па­мять, тревожит сердце. Во вре­мя чтения столько картин встаёт перед глазами!.. Столько вопро­сов повисает в воздухе!.. Не по­благодаришь писателя-земляка только за одно: впереди ждёт бессонная ночь. Душа растрево­жена. Вечные вопросы «кто ви­новат?» и «что делать?» остают­ся без ответа.

Чтобы отвлечься от тяжёло­го груза мыслей, надо открыть двести шестидесятую страницу книги «Просека». Рассказ «Сол­нышко» и согреет, и подскажет правильные ориентиры («нельзя стог оставлять незавершён­ным»), и поможет даже взросло­му человеку выйти на свою про­секу. Даже невзначай сказанные слова «рисовать надо по любви» обретут более широкий смысл: «Жить надо по любви, относить­ся к окружающим с любовью, уметь дарить свою любовь».

 

А.Н. ЗАМЫШЛЯЕВА,
        Заслуженный учитель России.




© 2014. Костромская областная писательская организация ООО "Союз писателей России". Все права защищены.