Мельников Павел Трофимович Поэт, прозаик (1938 г.р.) Член Союза писателей России с 2008 года
В библиотеке представлены новые работы: Время жить: стихотворения HTML
|
Детство прошло в деревне Афанасьевцы Порезского района Кировской области. После окончания средней школы (с серебряной медалью) работал три года в колхозе, зав. избой читальней, киномехаником. А потом призван в армию, служил в отдельном полку при академии связи СССР в должности заместителя командира взвода. К тому времени семья переехала из Кировской области в Свердловскую. После демобилизации туда пришлось ехать и мне. После учебы в на курсах слесарей по ремонту электровозов, работал слесарем, электриком. Обзавелся семьей, родилась дочь. Но северный климат досаждал, по совету врачей переехали в среднюю полосу. Так оказались в новом городе Волгореченске, ставшем трудовым, жизненным и творческим причалом. Работал на стройке электриком. После окончания Ивановского госуниверситета некоторое время служил в милиции, работал юридическим консультантом на стройке и в дирекции Костромской ГРЭС, затем — в адвокатуре. Стихи начал писать в школьные годы, во время воинской службы печатался в ротной газете. Эпизодически появлялись стихи и в рабочей газете Волгореченска.
Со стихами на иные темы приглашали к участию в областных творческих семинарах. Первая серьезная публикация — в коллективном сборнике «Молодая Волга». А потом стихи на иные темы оказались без востребования. Писал, как принято говорить, от случая к случаю. Но поэзия не оставила в покое. И сам писал и других вдохновлял, создавая в городе литературное объединение, оно активизировало творческое настроение. Областная писательская организация поддерживала. Пошли публикации в ежемесячнике «Литературная Кострома», альманахе, коллективных сборниках. В 2001 году издана книга «У памяти в плену» (стихи разных лет). По итогам областного конкурса «День Победы» за тематическую подборку получил Диплом первой степени. Печатался в ежегодных выпусках альманаха «Кострома» регионального отделения Союза писателей России, во всех сборниках литературного объединения «Волна». В 2007 году был признан победителем поэтического конкурс «Жар-птица». Областным творческим семинаром рекомендован в Союз писателей России, но с заявлением, как всегда, не спешил, ждал выхода новой книги с несколькими поэтическими разделами под общим названием «Не ищи меня в Париже…» Литературными заметками Михаила Базанкова был причислен к ряду неизвестных, но достойных внимания поэтов.
Всегда поэзия нужна
Иногда полезно отстраниться от того, что делаешь прозой, прочитать написанное другим слогом. Новый искренний голос отзовётся родственным настроением, высказывая то, в чём и ты несомненно уверен. Возникает созвучие, доверие. Наделённый поэтическим дарованием не может умолчать о себе - пришло время философски воспринимать свой земной путь от первого крика. «В эту жизнь я пришёл некрасивым, нагим и кричащим». Через возвращение к истокам мысль постепенно погружается в «тот кипящий котёл, который люди называют памятью» (В. Распутин). Постижение самого себя в пространстве и времени перерастает в художественное мироощущение. В собственной жизни находится достаточно оснований, чтобы говорить о завершении судьбы. «Мир уткнётся лицом на часок в полотенце тумана. Я любил этот мир, отчего б не поплакать Ему?»
Голос неизвестного поэта овевает защитным благодушием, каким наделена русская поэзия. Совестливое благодушие, всегда оппозиционное «богохульным и богомерзким» (по Ф. Тютчеву), терпеливо оберегает сокровенный Дом от поветрий и посягательств. Не ропщет, ни перед кем не расшаркивается. Коварных подачек, «сладких мерзостей общества потребления» боится. «Новый мировой порядок» кажется шаркающим со всех сторон в стены родительской избы. А наделённый чувством слова, правды и красоты до поры до времени воображает себя богатырём на печи. Но промчится «таинственный всадник, неведомый отрок» в тумане полей, опять заветно окликая: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» Вспомнится своё поле, зазвучат свои тихие песни. И не отмолчаться, не отсидеться...
Поэзия неведомых отроков тоже спасает неизменной тайной, даже тонкие лирические строки делают человека красивей и сильнее. Осознавая глобальные тревоги нашего времени, нахожу душевное подкрепление в лучших стихах современных поэтов, иногда издаются они и в забытой провинции малыми региональными тиражами.
Слишком много сделано лживо, навязчиво и беспардонно, чтобы заглушить главные смыслы и традиции. Но не всё удалось вытоптать, оплевать, заболтать, осквернить.
Жива в глубинах бытия очистительная неподдельная человечность, сохранилась музыка народной души. Поэзия окликает всех, кому «эпоха сумела боль привить», чья душа способна отозваться.
Богатство и полнота духовной жизни засвидетельствованы неучтённой в столицах русской литературой. Пробивается признание необходимости изучения текстов региональной словесности, имеющей стремление выразить самобытность и самосознание, охранить духовное наследие. «Где оно - немосковское лицо русского народа?» Справедливый поставлен вопрос, нацеленный на понимание: провинция - это Россия. Профессор Литинститута Владимир Павлович Смирнов (на Высших курсах посчастливилось слушать его лекции) в недавнем интервью конкретизировал взгляд на родную словесность: «Это судьба - деление литературы на столичную и провинциальную».
Дают надежды и другие современники, принимающие как большую радость «неизвестные книги, написанные безукоризненным русским языком живым, образным, простым». Не зачерствела душа. Различает голоса преемственно понимающих «тихую родину», «звучащую стихию». И через полтора века оказываются в творческих истоках «Эти бедные селенья,/ Эта скудная природа - Край родной долготерпенья,/ Край ты русского народа!» Многое «тайно светит в наготе твоей смиренной» (Ф. Тютчев).
Не заглохли, не прервались мелодии в трагедиях двадцатого века.
Не речист был мужик, не речист,
Мало слов знал корявых, нескладных.
Молча обнял своих ненаглядных,
Сел в телегу... Играл гармонист.
Как живая в умелых руках Выгибалась цветастая «хромка», Напевала то тихо, то громко О полях, о лесах, о лугах...
Три сюжетные линии в балладе Павла Мельникова ведут в прощальные дни затихающей стороной, где по внешним приметам «ничего не осталось от старого, нет от нового ничего...» Третьим «исходом» поколения изгоев завершают горькую судьбину дальнего поля. Но в Слове жива искренняя память. Первая прощальная мелодия уходящего на войну определит тональность лучших стихов, созвучных простым и пронзительным произведениям известных поэтов.
Названные здесь и другие качества необходимой поэзии определяют восприятие провинциальных авторов. По высоким требованиям находятся откровения, достойные внимания. «Поэзия не от нас зависит. А мы зависим от неё. - Из письма Николая Рубцова Александру Яшину. - Главное, чтоб за любыми формами стояло подлинное настроение, переживание, которое, собственно, и создаёт, независимо от нас, форму...» Вот важная особенность - настроение, без него поэзия не звучит. Нет чувства - и нет настроения, сострадания, душевной связи.
Удивительно, Москва, Вологда, Кострома, Вятка иногда голосами поэтов через годы и вёрсты выпевают совпадающие переживания. Невольно вспоминается: «Там, вдали, за рекой не слышны голоса. - В. Костров. - А в московском дворике «возле иномарок/ Умирает русский человек». Вспоминается скорбь Николая Старшинова: «На глазах у всех Россию/ Черны вороны когтят...И летят по миру клочья/ наших дедовских земель...» Читая близких по духу, памятно движемся в ближнем пространстве — на пограничном поле между областями. В этой географической провинции «на общие переживания» сегодня откликается Павел Трофимович Мельников. Он родом из кировской деревни Афанасьевны, сорок лет назад приехал на строительство Костромской ГРЭС, работал электриком. Окончил Ивановский университет, получил диплом юриста. Семейно живёт в Волгореченске. Вся биография - доля и судьба, заботы, радости, тревоги и печали конденсируются в лирике. От материнской доли натянутой струной звучит сострадание заброшенному дому, забытому солдату, народной судьбине. Вспоминаются давние песни, оттеснённые современной заказной какофонией. Поэт выходит на вечные темы: дом, семья, любовь, родина, память, совесть и честь...
Постепенно складывается поэтический образ времени. Лирический герой, обогащённый благодушием, становится более зорким, чувственным. То добронравен и ласков любовно к другим, то ироничен к самому себе, то сердит и конкретен, когда «за горизонтом во тьме» различает врагов. Это заметит каждый читатель по собственному опыту и восприятию. Пожизненный интерес Павла Мельникова к поэзии Сергея Есенина, Николая Рубцова и других близких по духу поэтов сказывается в интонации болевых тем, роднит его и с лучшими костромскими современниками — Виктором Лапшиным, Леонидом Поповым, Вячеславом Шапошниковым.
Разбрасываться талантами по своей инициативе провинция не имеет права. А столичные коммерческие раздоры и скороспелые «звёздные голоса» глушат естественное живое слово, иногда сказанное «коряво», но способное затронуть душу, возвышать над превратностями судьбы. Самодовольно бушует цивилизованное производство бездушных текстов, навязанное под коварный замысел обработки общественного мнения. Но «когда-нибудь потомки отыщут письмена». Среди необходимых имён по переживанию, благодушию, чувству слова однажды окажется автор из Волгореченска. А пока он печально обращается к чудной белой птице, когда крикливая молчит, натуре вопреки: «Мы в этом поле лишние с тобой?»
Живёт поэт в сравнительно благополучном городе энергетиков, но в семейном тепле нет покоя, лишает надежд «нам навязанная игра» и страдающая душа уходит по России памятными тропами. Человек обретает образную выразительность, взятую у природных явлений земной повседневности по временам года. Определяются чувства, отчётливые мысли, складываются в строки на основе простоты естественного звучания.
В электронной библиотеке представлены:
Мельников П. Т. Не ищи меня в Париже: стихотворения. - Кострома: Костромская областная писательская организация, 2007. – 160с. - 600 экз. PDF Обложка крупным планом: JPG |
||
HTML | Мельников П. Т. Стихотворения / П. Т. Мельников. - 2012. HTML |
|
HTML | Мельников П. Т. Заметки на полях: / П.Т. Мельников. - 2012. - HTML | |
HTML | Мельников П. Т. Время жить: стихотворения / П.Т. Мельников. - 2013. - HTML |
|
HTML | Мельников П.Т. О чём писать - на то не наша воля... [Вступительная статья к сборнику Проскурякова В.М. "Просто - жить..."]/ П.Т. Мельников. - 2013. - HTML |
- > Главная
- > О проекте
- > Новости
- > Авторы
-
> Литобъединения
- > "Союз писателей России" - Кострома
- > "Светица" - Солигалич
- > "Голос" - Шарья (2009-2014)
- > "Буйские голоса" - Буй
- > "Северные увалы" - Вохма
- > "Кострома литературная"
- > "Радуга" - Красное-на-Волге
- > "Вдохновение" - Нея
- > "Приозерье" - Чухлома
- > "Лира" - Нерехта
- > "Волна" - Волгореченск
- > "Студия" - Мантурово
- > "Вдохновение" - Павино
- > "Эврика" - Георгиевское
- > "Надежда" - Парфеньево
- > "Балчуг" - Галич
- > "Берег" - Поназырево
- > "Клуб поэтов" - Кострома
- > "Светёлка " - Кологрив
- > "Парус" - Макарьев
- > Опубликованные произведения
- > Новые произведения
- > Композиция
- > Иллюстрации, фотографии
- > Писатели и общество
- > Над проектом работали
- > Гостевая книга
- > Контакты