Румянцев Павел Робертович Прозаик, писатель, врач (1951 г.р.) Член Союза писателей с 1994 года В библиотеке представлены новые работы: Рассказы HTML
В электронной библиотеке представлены Библиография |
Румянцев Павел Робертович – родился 13 мая 1951 года.
По материнской линии корни из села Домнино (родины патриота земли русской Ивана Сусанина). Дед и его братья были не только крепкими крестьянами, но и отличными скорняками. Брат бабушки Леонид шил шапки, папахи руководителям государства (Н.С. Хрущеву, Л.И. Брежневу и др.)
По отцовской линии также крестьянские корни: из волжского села Коростылево, что близ известного курортного местечка Лунево. В 30-тые годы прадедушка перебрался на жительство в Кострому и купил дом возле Ипатьевского монастыря.
Детские годы прошли на берегах Волги, Костромки. Застал еще то время, когда в Ипатьевском монастыре жили простые «фабричные» люди.
Мальчишкой лазил в окна Троицкого собора, в котором хранилось зерно, и разглядывал сохранившиеся фрески на стенах. Искал подземный ход, который по легенде соединял Ипатьевский монастырь с Богоявленским, что в центре города. Особый мир Заречья (района Костромы вокруг знаменитого музея-заповедника) оказал большое влияние на формирование личности: ходили с родителями в гости к родственникам бывших владельцев ткацких фабрик, богатых некогда купеческих семей, дворян, монахинь, продолжавших жить около святыни.
После окончания школы выбрал профессию врача. Окончил Ивановский медицинский институт.
Всегда привлекали духовные стороны жизни человека, поэтому, наверное, и стал психиатром. Работаю заведующим отделением в одной из старейших российских психиатрических больниц, расположенной в селе Никольское под Костромой. Там же, на территории больницы, и живу.
Наш «дом врачей» расположен в живописной сосновой роще.
Профессия врача-психиатра позволила несколько по иному, более обостренно взглянуть на человеческую психику, на людские судьбы и трагедии. Не зря прежде истории болезни в психиатрических клиниках назывались «лист скорби». В различных газетных и журнальных публикациях рассказывал об особенностях психических болезней, о гуманном отношении к душевнобольным. Так постепенно от публицистики перешел к литературному творчеству.
С 1983 года начал публиковать короткие рассказы, в основном юмористического направления. Но профессия врача-психиатра, не позволяла надсмехаться над людским несовершенством. Если шутил, то не зло, с доброй улыбкой и грустью. Рассказы, сатирические повести имели определенный успех, публиковались в различных периодических изданиях Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Саратова и, конечно же, Костромы. В 1993 году была издана первая книга рассказов «В нашем славном городе». В 1994 году по этой книге на совещании молодых литераторов в Москве был принят в члены союза писателей России.
Состоялись серьезные публикации в московском журнале «Юность».
В 1998 году вышла вторая книга «Разговор по душам».
В творчестве же от рассказов перешел к драматургии. Написал две пьесы «Совместитель» и « Эвтаназия по-российски». Обе пьесы были поставлены: «Совместитель» - народным театром «Полином», «Эвтаназия…» - костромской телерадиокомпанией.
Также был написан киносценарий «Алмазная пятерка» в соавторстве с писательницей О.Н. Гуссаковской – моим учителем и другом. Начались съемки на костромской ГТРК, но затем по финансовым причинам производство сериала прекратилось.
В 1997 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «Последние вёрсты» о последних днях Н.В. Гоголя.
Повесть была отмечена критикой журнала «Новый мир» и вошла в список 100 лучших публикаций России за 1997 год.
В 2013 году полный, переработанный текст повести вышел отдельной книгой с иллюстрациями Сергей Пшизова. Книгу заметили в Москве. Без ведома автора «Последние вёрсты» были записаны, как аудиокнига, и распространяются в интернете.
В 2000-2002 году вел литературный салон в кафе «Золушка». Проводились встречи с писателями, поэтами, артистами, режиссерами, художниками. Не только Костромы, но и Ярославля, США, Финляндии. Это было интересное время. Музыкальные вечера костромского джаза под управлением Михаила Журакова , виртуозные выступления балалаечника Андрея Сандалова, ансамбля гитаристов «Десперадос» и др. Литературный салон до сих пор тепло вспоминается многими костромичами.
В 2008 году выпустил книгу пьес «Лицедейские игры», которая отмечена областной литературной премией имени А. Писемского. Одна из пьес «Игош» поставлена Парфеньевским народным театром. (2013 г.)
Из увлечений: люблю путешествовать по разным странам. За годы путешествий родилась книга «Штрихи». Короткие заметки-штрихи моих наблюдений и встреч с европейцами.
Вместе с женой и внуками катаюсь на горных лыжах. Много лет играю в хоккей на открытой площадке. Люблю симфоническую музыку, стараюсь не пропустить выступления Костромского оркестра. О театре не говорю, просто болен им. Но, к сожалению, театр, не только костромской но и московский, сейчас посещаю всё реже и реже. Режиссерские выверты не приемлю, скучно и неинтересно. Для меня театр – это совместное творчество драматурга, режиссера, артистов. Только такой театр может вызвать сопереживание зрителя. Увы! Сейчас зрителя все стараются развлекать и не обременять ни чем. Отсюда в театре духовная пустота или очередной выпендреж с классикой. Жаль, что российский театр, за редким исключением, находится в таком состоянии.
В 2011 году издал, наверное, самый главный на сегодня свой труд – просветительскую книгу о психиатрии «В поисках нормы». Мне хотелось простым доходчивым языком рассказать о таком сложном явлении, как человеческая психика. Судя по отзывам и интересу читателей, можно сказать, что мне это удалось. Книга была раскуплена в течение года, пришлось делать дополнительный тираж. С беседами по материалам книги выступал в вузах Костромы, на семинаре в областной научной библиотеке.
Заинтересовала моя книга и московскую научную интеллигенцию. Памятно для меня выступление в Московском Доме ученых РАН. Книга была встречена очень тепло и заинтересовано. После выступления я еще в течение часа отвечал на вопросы публики. Одно из московских издательств собирается выпустить книгу для российского читателя. Жду.
И продолжаю работать над новыми вещами.
Павел Румянцев.
Октябрь. 2013.
Павел Робертович Румянцев родился 13 мая 1951 г., окончил среднюю школу №12 г.Костромы, Ивановский государственный медицинский институт. С 1976 г. работает врачом-психиатром, заведующим отделением Костромской областной психиатрической больницы. Пишет юмористические рассказы, пьесы, повести. Автор книг: «В нашем славном городе» («Лит.Кострома»,1993 г.) и «Разговор по душам» (писательская организация, 1998 г.).
Участник Всероссийского совещания литераторов в (1994г.), на котором был принят в Союз писателей России. По итогам совещания выпущен сборник прозы издательством «Голос» г.Москва (1995 г.), который называется «Дверь» по представленному в нем рассказу Павла Румянцева. С 1994 г. постоянный автор журналов: «Юность» (Москва — №6, 1994г.; №10, 1995г.; №8, 1996 г.; №9, 1997г.), «Вокруг смеха» (г.Санкт-Петербург) и других.
Автор пьес: «Совместитель» (поставлена в Костроме народным театром «Полином») и комедии «Эвтаназия по-российски» (опубликована в журнале «Юность» №10, 1995 г.; радиопостановка ГТРК Костромы — 1995г.). Наибольший успех принесла повесть «Последние версты», опубликованная в журнале «Юность» (№9, 1997г.).
В соавторстве с О.Н. Гуссаковской (ныне покойной) в 2004 году — работа над киносценарием «Алмазная пятерка» — увлекательный, приключенческий, на исторических фактах основанный. В сценарии показана Россия прошлого века: взаимоотношения и характеры помещиков, крестьян, капиталистов, чиновников, студентов, уголовников, интеллигенции, революционеров. Есть в нем и любовная история. В альманахе «Кострома» представлены фрагменты из первой серии сценария, уже начаты были рабочие съемки, которые затормозились из-за финансирования. Незавершенный сценарий — пока в рабочем столе автора.
В начале 2009 года вышла подготовленная к печати годом раньше книга избранных произведений «Лицедейские игры» (пьесы и киноповесть). Затем – профессиональное исследование психологии, путевые зарубежные заметки…
Все сказанное лишь пунктирно обозначает творческие интересы и возможности писателя, владеющего лирикой, юмором, сатирой и драматургией. Он известен как один из ведущих авторов артели «Дракон» — действовала такая при газете «Северная правда».
«Игры» Павла Румянцева
Характеристика литературного творчества
Первая книга под отчетливо ориентированным названием «В нашем славном городе» юмористическими рассказами и сатирическими фантазиями представила интересного сложившегося профессионально прозаика Павла Робертовича Румянцева. Вышла эта книга в серии «Литературная Кострома» в марте 1993. Все в ней было знакомо и узнаваемо: купец Охмелкин из сатирической повести «Благодетель» фантазией автора переносится в наше реформенное время, а старый большевик дед Матвей из рассказа «Дверь», наоборот, окажется заплутавшим во времени и вздумает нам же рассказывать о том, что с ним произойдет или, точнее, происходит, то учителя, вступая в рынок, начнут осваивать бартер, сам же автор предстанет выступающим на телевидении, поведет репортаж с весенне-полевых работ или сделает открытие в двухтысячном году, свидетельствующее о завершении переходного периода в построении капитализма по всем странам СНГ. Кто-то займется китайской гимнастикой, кто-то в спортивном азарте рванет в Ливерпуль или вместе с хирургом Чумаковым поучаствует в размышлениях о текущем моменте. Можно даже позавтракать с любителем кроссвордов, а вместе с Серафимом Межбоговым познать секреты виртуозного и таинственного совместительства. Можно оказаться на дороге к Храму или в ресторане со старинным названием...
Разные бывают пути-дороги, способы тащить репку и давать уроки в колледже, выходить в прямой эфир — Павел Румянцев это делает по-своему, оригинально, с выдумкой, обязательно с пониманием обиженного человека, в сочувствии к нему. Конечно, автор знает толк в сатире и согласен, что она может быть оправданно язвительной, ироничной, в некоторых случаях сердитой и хлесткой, но добрая улыбка ей никогда не мешает.
Добрый взгляд, ироничное к самому себе отношение, сарказм и незлобивая улыбка при светлой печали, правда факта и придирчиво-аналитическое отношение к житейской суете земляков — отличительные особенности деликатного юмориста и сатирика. В писательской организации мы с определенной симпатией оценили его работу в сатире и юморе за эту доброту и деликатность, за умение оставаться на своей душевной точке опоры, когда бойкие сатирики, равнодушные к народным страданиям и печалям, не просто высмеивают человеческие пороки, а наотмашь, с какой-то хамоватой пренебрежительностью, переходящей в жестокость, бьют растерянных соотечественников — «совков этой страны» — слева и справа, сладострастно топчутся на слабых и поверженных, скалозубят и хохмачат, упиваясь собственной ядовитой изощренностью. Становится очевидно: нынче в дефиците интеллигентность юмориста и сатирика — обязательный профессиональный элемент обаяния и достоинства.
Литературная работа врача-психиатра (Павел Робертович заведовал отделением в Никольской областной больнице), все его сочинения убеждают в способности на специфическое, точное, выверенное внимание к человеку, в умении со взгляда определять, кто в первую очередь нуждается в сострадании, помощи и защите. Передвижение различных людей не только по городскому и столичному пространству, но и по всей российской периферии между прошлым и будущим происходит на особой линии, где встречается со своими «пациентами» молодой сочувствующий сатирик. Чаще всего он действует в конкретном городе, среди конкретных узнаваемых деталей и настроений, экономических проблем и политических зигзагов.
Рассказы и повести, составившие первую книгу, были представлены в трех разделах и продемонстрировали развитие автора, формирование его эстетической и философской позиции. Писательская организация в 1993 году осуществила первое издание, чтобы обстоятельно знакомить костромичей с перспективным автором. Экономические трудности были главной бедой на пути этой книги. Но издатели понимали: редакционные и авторские затраты компенсируются достижением нравственной цели. Несмотря ни на что, и под гнетом безразличия к культуре, литературе смутного времени в местных условиях с помощью добрых помощников, усилиями двух-трех человек, уверенных в способностях Павла Румянцева, сборник был подготовлен, издан за короткий срок. Тираж, к сожалению, оказался маловат — книга вскоре разошлась. Она вызвала интерес не только в Костроме. С ней Павел по нашей рекомендации участвовал во Всероссийском совещании молодых литераторов, был принят в Союз писателей России.
Итоговая книга, в которой собраны лучшие рассказы молодых прозаиков, вышла с пояснением: «Несмотря на огромные беды, постигшие нашу Родину, несмотря на неимоверные трудности, авторы рассказов с помощью Союза писателей России смогли собраться в Москве, привезти на суд товарищей (а теперь и читателей страны) свои лучшие произведения. Как и в прежние добрые времена, молодые литераторы представляют обширнейшую географию: от Бреста до Владивостока и от Прибалтики до Средней Азии». Этот коллективный сборник был назван по представленному в нем рассказу костромича Павла Румянцева «Дверь».
Жизнь порадовала нас и автора подтверждением уверенности в таланте. Первая книга состоялась, направленность творческой судьбы определена. Предшествовали выходу книги многие публикации в областной печати: Павел давно уже один из ведущих авторов артели «Дракон» при газете «Северная правда». Публиковался в еженедельнике «Собеседник», «Санкт-Петербургских ведомостях», в московском журнале «Россия молодая», саратовском — «Гонец», его юморески звучали по радио России. Последовательно прошли три заметные публикации в журнале «Юность».
И вдруг появились пьесы... Неужели счел все возможности в излюбленном жанре исчерпанными, начал искать другие средства выражения? Драматургическая наклонность проглядывала в его «юморных» коротких вещах. Даже в махоньком этюде «Репка». Вспомнилось: первую книгу завершает пьеса в одном действии для двоих актеров и многих-многих зрителей под названием «Не по Островскому, но...». Действуют там Счастливцев и Несчастливцев. Вскоре областное радио инсценировало новую пьесу Павла Румянцева «Эвтаназия по-российски» (См. в книге "Разговор по душам" с.133). Радиоспектакль получился. Театр «Полином» с успехом ставил пьесу «Совместитель» (См. в книге "Разговор по душам" с.115). Удачная попытка войти со своими особыми возможностями, интересами, принципами в другую литературную область. Сатирическая комедия под загадочно-странным названием, написанная в сочувствии к людям старшего поколения. Видимо, автор испытывал себя в новом качестве, зная, на что идет, поэтому разноречивые суждения об удачах и просчетах спектакля воспринимал заинтересованно и благодарно...
И вот журнал «Юность» публикует новое «странное» сочинение — повесть «Последние версты» (См. в книге "Разговор по душам" с.59), которую при составлении этой книги Павел Румянцев решается назвать романом. В журнальной публикации, говоря о себе и о повести, автор признался, что любит Москву, любит «территорию» Гоголя. А по первой книге «В нашем славном городе» читалась убедительно любовь к Костроме. Значит, любовь к Отечеству расширяется? С годами творческий человек видит и мыслит шире, свободнее, философичнее. Приходит пора «чувствовать эпоху и проникать в иные времена». Примечательна деликатная оговорка: «Надеюсь, что читатели отнесутся снисходительно к возможным историческим неточностям, но мне представляется, что все было именно так». Создавая свою художественную реальность, писатель дает волю фантазии и тем самым обеспечивает особую силу слова, образа, ситуации, сюжета и конфликта. Сатирическая направленность мировоззрения, взращенная стремлением понять великий дух, образ мыслей, убеждения Николая Васильевича Гоголя, определила особенность реализма, протестующего против умозрительной «положительности» взгляда из прошлого в настоящее.
Оценка этого произведения, на мой взгляд, будет даваться читателям не просто. И дело не только в том, что в Костроме «никто и никогда не писал ничего подобного». Каждое талантливое произведение является художественной новостью, для восприятия которой требуется «подходящее» мироощущение. Сочетание лирики, сатиры и мистики на каждого действует по-разному: не все души отравлены лукавством, корыстью и жестокостями. Не каждый почитает всех нолями, а единицею себя...
Книга избранных произведений (в неё вошли и новые пьесы) представляет основные направления творческих исследований. Павел Румянцев в «Лицедейских играх» ведет разговор о самочувствии современного провинциального жителя, серьезно и последовательно анализируя обстоятельства. Он задает вопросы, чтобы читатель и зритель вместе с ним шли тропами откровений, размышляли о жизни, над «странным» поведением неприметных жителей городка и тех, кто всегда на виду (на сцене и в картинах обычной повседневности). Сочувственная улыбка автора сопровождает героев и в самых нелепых ситуациях. Фантазия его выстраивает новую реальность ради просветленного взгляда каждого человека на самого себя. Наивные вопросы недоумевающего простака касаются главных проблем времени. «…Ну почему? Почему все так устроено? С нуля начал… квартиру заложил под первый кредит… а затем по копеечке…шажками… потом и кровью… Друзей и семью потерял, пока силу набрал. И на тебе!» (Пьеса «Божья коровка»). Невольно вспоминаются классические «Волки и овцы».
Современный бытописатель Павел Румянцев проглядывает действительность в русле вечного течения жизни, взятого на века исследованиями А. Ф. Писемского и А. Н. Островского. Наш современник без гордыни и суеты набирает собственную мозаику не ради лицедейских действий, а ради познания особенностей поведения человека на рубеже двух веков. Через частности и случайные будто бы столкновения характеров говорится о многом. Лицедействуя персонажи вторгаются в нашу реальную жизнь сочувственно и доброжелательно – таково авторское внимание к современным жителям провинции. И не только.
В электронной библиотеке представлены:
Румянцев П. Р. В нашем славном городе: юмористические рассказы, сатирические фантазии/П. Р. Румянцев. - Кострома: Костромская областная писательская организация, 1993. – 60с. - [Специальный выпуск "Литературной Костромы"]. - 2030 экз.PDF |
||
Румянцев П.Р. Разговор по душам: сатира, юмор, комедии/ П. Р. Румянцев - Кострома: Костромская писательская организация, 1998. – 168с. - 2000 экз. PDF
Обложка крупным планом: JPG
|
||
HTML |
Румянцев П. Р. Рассказы HTML |
Румянцев П. Р. Лицедейские игры: пьесы и киноповесть/ П. Р. Румянцев. - Кострома: Линия График Кострома, 2008. - 240с. - 200 экз. Обложка крупным планом JPG |
||
Румянцев П. Р. В поисках нормы: книга о психиатрии/ П. Р. Румянцев. - Кострома: Линия График Кострома, 2011. - 240с. - 1000 экз. Обложка крупным планом JPG Просветительская книга о психиатрии построена на многолетнем опыте практикующего врача-психиатра. В простой популярной форме доходчивым языком автор приглашает читателя вместе с ним отправиться на поиски психической нормы. Книга стала психологическим бестселлером, издана дополнительным тиражом. |
||
Румянцев П. Р. Штрихи: Заметки путешественника /П. Р. Румянцев; худ. С. Н. Пшизов. - Кострома: Линия График Кострома, 2012. - 132с.: ил. - 1000 экз. Обложка крупным планом: JPG Румянцев Павел Робертович – врач-психиатр, писатель. Лауреат литературной премии имени А. Ф Писемского. Живёт в Костроме. Эльвина Шорина |
||
Румянцев П. Р. Последние вёрсты: повесть о Гоголе / П. Р. Румянцев; худ. С. Н. Пшизов. - Кострома: Линия График Кострома, 2013. - 88 с.: ил. - 500 экз. Обложка крупным планом: JPG Румянцев Павел Робертович - врач-психиатр, писатель. Ольга Гуссаковская |
В нашем славном городе: юморист. рассказы, сатирич. фантазии. -Кострома: Б.и., 1993.-60с.: ил. - [Лит. Кострома: спец. вып.].
Дверь: рассказ//Дверь: сб. прозы совещания молодых писателей России.-М.,1995.-С.120.
Исповедь настоящего мужчины: юморист. рассказ//Сев. правда.-1984.-1 мая.
Умный человек: юмореска//Сев. правда. - 1984.-19 мая.
Монета: юморист. рассказ//Сев. правда. - 1984.-24 сент.
Завтрак любителя кроссвордов: юмореска//Сев. правда.- 1985.-18 мая.
Записки туриста: юмореска// Сев. правда.-1985.-17 авг.
Неудачная система: юмореска// Сев. правда.-1985.-21 сент.
Старая история: юмореска//Сев. правда.-1985.-16 нояб.
Чур я не играю: рассказ//Сев. правда.-1985.-5 дек.
С любовью к природе: ироническая новелла//Сев. правда.-1986.-19 апр.
Ну и клиент пошел: юморист. рассказ//Сев. правда.-1986.-15 окт.
Сказка ложь, да в ней намек...: юмореска//Сев. правда.-1987.-1 янв.
Не дам!: юмореска//Сев. правда.-1987.-1 апр.
Из дневника деловой женщины: юмореска//Сев. правда.-1987.-8 марта.
Семейная хроника: рассказ//Сев. правда.-1987.-23 мая.
Случай в универмаге: юморист. рассказ//Сев. правда.-1987.-14 нояб.
Пепс и видеомагнитофон: рассказ//Сев. правда.-1988.-13 авг.
Застолим!: юмореска//Сев. правда.-1988.-22 окт.
Декларация: юмореска//Сев. правда.-1988.-12 нояб.
Сатирик: юмореска//Сев. правда.-1988.-3 дек.
Операция: юмореска//Сев. правда.-1988.-24 дек.
Антон: рассказ//Сев. правда.-1989.-14 янв.
Как мы голосуем: юмореска//Сев. правда.-1989.-18 марта.
Китайская гимнастика: юморист. рассказ//Сев. правда.-1989.-25 марта.
Верните экстрасенса: юмореска//Сев. правда.-1990.-6 янв.
Так написали об инопланетянах: литератур. пародии//Сев. правда.-1990.-20 янв.
Благодетель: сатир. повесть//Лит. Кострома - 1990.-№7(июль).-С.
Восточные единоборства: юмореска//Сев. правда.-1990.-27 окт.
Не по А.Н.Островскому: литератур. пародия//Сев. правда.-1991.-26 янв.
Репка: юмореска//Сев. правда.-1991.-16 февр.
Рынок: отрывок из повести "Благодетель"//Россия молодая.-1991.-№5.-С.39-41.
Совместитель: отрывок из сатирической повести//Сев. правда.-1991.-2 нояб.
Репка: рассказ// Россия молодая.-1991.-№11.-С.33.
Операция - 2: юмористический рассказ//Сев. правда.-1991.-16 дек.
Конец перестройки: юмореска//Сев. правда.-1992.-15 февр.
Фуршет: рассказ// Сев. правда.-1992.-31 марта.
Дверь: рассказ// Сев. правда.-1992.-27-28 окт.
Поездка в Ливерпуль: рассказ//Губ. дом.-1993.-№2.-С.59-60.
Как я на телевидении выступал: рассказ//Народная воля.-1993.-17 апр.(№15).-С.6.
Павел Румянцев шутит: рассказы//Лит. Кострома.-1994.-май(№5).
Совместитель; Дверь: рассказы//Юность.-1994.-№7.-С.66-76.
Совместитель: повесть//Сев. правда.-1994.-30 нояб. - [Нач. В №22,23,24 и 29 нояб.].
Эвтаназия по-российски: cатирическая комедия в 3-х актах//Юность.-1995.-№10.-С.86-94.
Литература о жизни и творчестве
Гуссаковская О. "Эвтаназия по-российски": о новой пьесе Павла Румянцева//Костром. край.-1995.-12 авг.
- > Главная
- > О проекте
- > Новости
- > Авторы
-
> Литобъединения
- > "Союз писателей России" - Кострома
- > "Светица" - Солигалич
- > "Голос" - Шарья (2009-2014)
- > "Буйские голоса" - Буй
- > "Северные увалы" - Вохма
- > "Кострома литературная"
- > "Радуга" - Красное-на-Волге
- > "Вдохновение" - Нея
- > "Приозерье" - Чухлома
- > "Лира" - Нерехта
- > "Волна" - Волгореченск
- > "Студия" - Мантурово
- > "Вдохновение" - Павино
- > "Эврика" - Георгиевское
- > "Надежда" - Парфеньево
- > "Балчуг" - Галич
- > "Берег" - Поназырево
- > "Клуб поэтов" - Кострома
- > "Светёлка " - Кологрив
- > "Парус" - Макарьев
- > Опубликованные произведения
- > Новые произведения
- > Композиция
- > Иллюстрации, фотографии
- > Писатели и общество
- > Над проектом работали
- > Гостевая книга
- > Контакты