На правах рукописи
Алексей Базанков

ПО ПРИЗВАНИЮ
Творческая интеллигенция в военное время

    Для настоящего и будущего найдутся уроки в годах Великой Отечественной войны. Поучительный опыт творческой интеллигенции тоже заслуживает внимания при осмыслении недавней истории. Писатели, художники, музыканты, деятели кино и театра выстраивали культуру и духовные настроения на фронте и в тылу. Высокие чувства гражданского долга, любви к Родине в значительной мере приближали Великую Победу. Самосознание народа, мобилизация его духа  формировались не только примером и призывами коммунистов, пропагандой и агитацией, историческим напоминанием о роли и традициях российской провинции в борьбе с внешними врагами, но и усилиями творческих работников.
    Литераторы Костромы в предвоенные годы уже писали «оборонные», патриотические стихи и рассказы. Один из них – молодой поэт А.Рыкалин, считавший себя представителем «поколения радостных людей», сочинил несколько песен («Походная красноармейская», »Песня о Котовском», «Песня о Чапаеве», «Песня о Тимошенко»). При костромском Доме Красной Армии поэты сформировали литгруппу. 1 июня вышла последняя «мирная» литстраница «Северной правды», в ней опубликованы стихи Н.Соколова,  Н.Орлова, Е.Осетрова,  В.Пастухова, В.Пилюги и рассказ А.Часовникова «Голубая косынка».
    22 июня в учительском институте должен был состояться Лермонтовский вечер... Но указ о введении военного положения и мобилизации  все изменил. Поэты, журналисты, писатели тоже пошли на фронт. Вскоре и оттуда, из действующей армии, они начали присылать произведения в родную газету, которая сразу стала работать на Победу. Примечательно, что литературная жизнь активизировалась и была заметно поддержана, как и деятельность всех других творческих коллективов, редактором «Северной правды» Н.Казариным, он словно бы знал тогда слова Николая Рериха: «Даже ужасающий хаос разделения, упадков, ограничений претворяется в свет и гармонию там, где прикоснулся луч Прекрасного». По этой газете можно проследить, понять опыт культурной работы.
    Публикации, вечера, отчеты писателей, обсуждение пьесы В. Лебедева «Максим Горький» в библиотеке им. Крупской, юбилейные торжества, посвященные  Грибоедову, Тургеневу, Крылову, отзывы читателей на произведения земляков-фронтовиков – все свидетельствует об активности художественного слова. В городе и по области читают рассказ А.Толстого «Русский характер».12 февраля 1942 года в библиотеке им.Крупской проведено открытое заседание кафедры языка и литературы учительского института. С докладом «Оборона Родины и литература» выступил А.В.Чичерин. Была развернута выставка произведений. Важно заметить, что горком партии проводит общегородские собрания творческих работников. На одном из таких собраний в 1942 году отмечалось: художники дали 50 рисунков для «Окон ТАСС», литераторы выступают в печати и по радио, артисты поставили восемь  шефских спектаклей, дали шестьдесят один концерт!..
    Появляются значительные публикации (Е.Осетров,  А.Никитин,  Н.Орлов, А.Жаров и другие авторы); В.Лебедев в октябре 1943 года на собраниях литгруппы читает свой роман «Млечный путь». Обсуждения, творческие отчеты, литературные вечера проходили чаще, чем в наше мирное время.
    Последовательно, активно работает театр. Режиссер театра им.Островского Минаев, заботясь о повышении творческой культуры, определяет для труппы главные цели в военное время: «Театр должен вдохновлять на подвиги, на самоотверженный труд, показывать средствами театрального воздействия примеры и величие героизма; в образной форме говорить с подмостков о том, что преданность родине, подвиги во имя родины являются единственной вдохновляющей целью каждого. Подмостки театра должны стать источником оптимизма». Спектакли «Батальон идет на запад», «Надежда Дурова», «Мстислав Удалой», комедия Б. Ромашева «С каждым может случиться», «Снегурочка» Островского – часть репертуара во второй год войны.
    Костромские работники искусств восприняли ориентир, высказанный т. Щербаковым на торжественном заседании в Москве, посвященном годовщине смерти Ленина: «Тыл питает фронт бойцами, настроениями, идеями». Работники духовной сферы понимали: влияние литературы, искусства важно в создании настроения уверенности. Роль костромского театра в течение войны была особенно значительной в общей системе формирования духовной жизни. Спектакли, концерты, выступления бригад перед фронтовиками, концерты в театре по произведениям местных авторов, сбор от которых поступает на постройку эскадрильи противотанковых самолетов, шефство над госпиталями, детскими домами, выезды в колхозы. 1100 шефских спектаклей, 1000 художественных читок в палатах тяжело раненым бойцам. Приказом начальника Костромского гарнизона объявлено 300 благодарностей артистам драмтеатра им. Островского за обслуживание спектаклями и концертами воинов гарнизона и госпиталей. (Приказ от 23 февраля 1944 г.). Чувство момента и желание создать общественный пафос очевидны в стремлениях театра по многим публикациям. «Сердца патриотов греет великая радость, – писал задолго до Победы художественный руководитель театра А .Михайлов, – и наше искусство обязано уже сейчас поднимать тему радости, тему праздника».
    Театр отмечал свое столетие спектаклем «Козьма Минин». К юбилейному спектаклю костюмерный цех подготовил 150 костюмов из парчи, бархата, шелка; было сшито много головных уборов и обуви. В период подготовки юбилейных спектаклей газета постоянно рассказывала о жизни театрального коллектива.
    Осенью 1943 года открылся цирк... А в учебных заведениях разучивают текст и ноты нового Гимна. Библиотеки доставляют книги на фабрики и заводы, даже получают премии за массовую работу. Рабочие собирают одежду для жителей освобожденных районов, посылают книги, подписываются на заем и участвуют в художественной самодеятельности. Музыканты выступают перед ними с концертами. Художники устраивают выставки. К 26-й годовщине Красной Армии известные художники Назаров, Яблоков,  Рябиков,  Колесов пишут портреты военачальников, пейзажи, сюжетные картины. Начальник областного управления искусств Ларин проводит собеседование с художниками о подготовке работ на московскую выставку. Яблоков, избранный руководить городским Союзом художников, начал писать картину «Козьма Минин», Назаров пишет Ивана Сусанина, Беляев – картину «Партизаны». Действует филиал Союза художников. Возвратясь в сорок второй год, нельзя не обратить внимания на то, как названы эскизы картин для участия в конкурсе: «Прошли немцы» Колесова, «Жертва фашизма» Беляева, «Отъезд сына на фронт» Рябикова, «Организация партизанского отряда» Назарова. Живопись, графика, плакат имели особую тематическую направленность.
    Николай Шлеин организует выставки молодых живописцев, на базе своей студии создает художественное училище. Работы костромичей экспонируются на выставках в Ярославле, Иванове, Москве. Запланированы творческие самоотчеты молодых. Появляются костромские сатирические плакаты в «Окнах ТАСС». В 1943 году для всесоюзной выставки «Фронт и тыл» ярославское жюри отобрало 17 картин.
    Труднейший, переломный сорок третий... Но газеты постоянно сообщают о работе учреждений культуры, писателей, музыкантов, живописцев, учителей, ученых. Вот несколько сообщений. «Сегодня в помещении клуба на улице Луначарского впервые за время войны открывается большая художественная выставка, на ней представлено около ста работ местных художников».(14 ноября). А 17 октября газета «Северная правда» сообщала: «Недавно Вере Михайловне Шпажниковой присуждено звание заслуженного учителя...». Коротко о других публикациях: концерт в музыкальной школе посвящен П. И Чайковскому; доцент учительского института проводит литературные понедельники в клубе им Коминтерна; объявлены концерты ансамбля Эстонской ССР; открыта заочная средняя школа. И в тех же номерах газеты – постоянные напоминания о светомаскировке, стихи с фронта. 17 октября 1943 года напечатана «Песня о Костроме» Николая Орлова.

                Всколыхнула война, громыхая.
                Наши улицы, наши дома.    
                На защиту родимого края   
                Поднялась и моя Кострома.

    Были трудности, горе, лишения... Но литература, театр, музыка подкрепляли дух. И кино содействовало этому. Проводились кинофестивали исторических фильмов. Немало интересных, нестареющих кинофильмов поступало в кинопрокат. «Александр Невский», «Минин и Пожарский», «Богдан Хмельницкий», «Петр ?», «Суворов», «Чапаев», «Оборона Царицына», «Как закалялась сталь», «Фронтовые подруги», «Ленинград в дни войны», «Машенька», «Жди меня» –  этих названий достаточно, чтобы направленность репертуара была понятна: две линии отчетливы – русская история, укрепляющая чувство патриотизма и собственного достоинства, да дыхание военных суровых дней, требующее стойкости, мужества, веры в Победу.
    По рассказам родных, по воспоминаниям фронтовиков и тружеников тыла, по художественной литературе, а теперь еще и по документам мы знаем о том, что важную роль сыграло устное народное творчество. Через фольклор люди выражали свое настроение. Приходится только сожалеть, что в те годы, да и позднее, запретными были байки, анекдоты политического свойства, не уделялось внимание частушкам. В подшивках «Северной правды» за четыре года удалось найти единственную обширную публикацию под рубрикой «Поет колхозная деревня». 12 декабря сорок третьего года К. Сорочинский  опубликовал подборку записанных в деревнях частушек под заголовком «Война изменила нашу жизнь».
    Вот для примера частушки из той давней подборки:



                Раньше рано я вставала
                И трудилась за двоих.
                А теперь встаю с зарею
                И тружусь за семерых...
                Капать, слезы, погодите
                На мою на белу грудь...
                Вам, фашисты, не удастся
                Силу русскую согнуть.

    Но и сила-то была умножена духовным самочувствием, горячим патриотизмом, любовью ко всему родному. Стихийные спевки в поле, на току и на ферме, в цехе и дома, на торфоболоте,  когда усталость валила с ног, выручали терпеливых солдаток. Исполнительских профессиональных сил было мало, не было музыкальных инструментов, грамотных руководителей, но не сетовал народ. И песни часто певали, и смотры художественной самодеятельности проводили.
    Костромское объединение композиторов и музыкантов было сформировано в 1942 году. Работали музыкальные школы, затем – музыкальное училище, различные кружки на предприятиях, в избах-читальнях и красных уголках – сложилось разветвленное музыкальное влияние. Комсомольцы с помощью выпускников музыкальных школ проводят в красных уголках музыкальные вечера. Библиотеки, клубы, новые учреждения культуры имели тесную связь с работниками литературы и искусства. Творческие организации объединили способы влияния на духовную жизнь в напряженных буднях. Был создан Дом народного творчества. Комитет по делам искусств организованно возглавил всю культурную работу, постоянно заинтересовывая журналистов и литераторов, артистов и музыкантов, певцов и художников.
    Удивляет обилие литературных публикаций, вечеров и писательских поездок, отчетов об этих поездках. Громкие читки, читательские конференции, юбилейные чтения, посвященные классикам. Не оставлено без внимания каждое литературное дарование.
    Все события культурной жизни по годам войны свидетельствуют о почтении к художественному слову, об активной его работе. Несомненно, центры литературной культуры – учительский институт, библиотека имени Крупской и редакция «Северной правды» – имели на этот счет отчетливую позицию.
    На базе опыта, приобретенного в годы войны, в первые послевоенные месяцы все сделано для открытия Костромского книжного издательства, для выпуска литературного сборника «Кострома».
Перед нами – добрый, поучительный и необходимый опыт творческого содружества всех работников культуры, на основе которого и выстраивалась местная политика.