На правах рукописи

Вторая книга «Люби сегодня»

    Прежде всего, обращаешь внимание на чудесное оформление. Художник Евгений Смирнов - полноправный соавтор Н. Мухиной. Его иллюстрации завораживают, притягивают, заставляют вглядываться в детали, вдумываться, не отпускают от себя. Для меня это первый сборник, в котором привлекают не только стихи, но и иллюстрации, в котором мне интересен не только поэт, но и художник, интересен как личность, своим внутренним миром. Иллюстрации Евг. Смирнова можно рассматривать бесконечно. вступительная статья А. Н. Беляева не совсем удовлетворяет, как-то слишком обычно написано, хотя стихи необычны, и он (Беляев) это чувствует. А вот выразить своё впечатление от этой необычности, по-моему, не смог. Может, это случилось потому, что они (поэт и рецензент) принадлежат не только к разным поколениям, но, я бы сказала, к разным эпохам.
    А вот Н. Смирнова в послесловии смогла более глубоко, а значит и более точно сказать о поэзии Н. Мухиной. Если вступительная статья А. Беляева названа строчкой стихотворения Н. Мухиной: «И горечь неизбывная в строке», что, конечно же, отражает основное чувство, пронизывающее сегодняшнее творчество поэтессы, то Н. Смирнова выбрала для заголовка другие слова: «Пройти сквозь время». Это не только пожелание начинающей поэтессе, но, прежде всего высочайшая оценка её творчества и полнейшая уверенность, что так и будет.
    «Свет и тени» - так назван первый раздел сборника. Стихи поражают глубиной, причём она заключена не в словах, а именно где-то между строк, в подтексте. Она ощущается, это ощущение чаще всего возникает как-то неожиданно, заставляя вдруг останавливаться, возвращаться к прочитанным строчкам, очень медленно перечитывать их, стараясь как бы внутренним взором рассмотреть то, что скрывается за ними.
    Необычайны и в то же время поразительно точны, полны образы, которые возникают за этими, казалось бы, самыми обычными, простыми словами. Слова-то просты, а вот словосочетания, составленные из этих простых слов, необычны:

                    Судьба смотрела в потолок,
                    А я твои ловила взгляды
                    И всё гадала: мир жесток,
                    Но ты сейчас со мною рядом -
                    Какую цену заплачу
                    За радость нескольких мгновений?
                    Слетались к пыльному лучу
                    Как мошкара слова сомнений,
                    Роились. Билась о стекло
                    Испуганная птаха счастья.
                    И где-то капало, текло
                    Струилось время. Все напасти
                    Сидели тихо по углам,
                    Судьба смотрела вверх и мимо.
                    Душа моя, как по углям,
                    Всё шла к твоей, неумолимой.

    К таким стихам, к таким строкам никак не применимы слова из второго раздела сборника:

                    Печать обыденности –
                    Жирное пятно
                    На каждом слове,
                    Преданном бумаге...

    Уж чего-чего, а обыденности в стихах Н. Мухиной днём с огнём не сыщешь. И это, вероятно, потому, что она и в чувствах не терпит обыденности. Идти до конца, «до донца» чувств, всё равно куда - вверх или вниз - это пока её критерий. Но ведь жизнь и состоит в основном из будней, праздники бывают редко. А если бы праздником стал каждый день, то они (праздники) превратились бы в скучную обыденность. Ведь если бы вокруг были только яркие краски, то очень скоро мы совершенно перестали бы их замечать. Я думаю, что боязнь обыденности, стремление удержаться на романтической высоте юношеского максимализма является одной из причин «неизбывной горечи в её строке». И хотя второй раздел сборника назван «Подняться выше уровня тоски», сделать это автору не удалось и не потому, что ей «недостаёт отваги» (отваги-то у неё как раз хватает), а потому что часто недостаёт мудрости.

                До мудрости с безумьем пополам
               Осталось мне пройти лишь полступени, - пишет она. Вряд ли. Мне кажется, что до мудрости (без безумья) поэтессе ещё придётся подняться на целую ступень. Надеюсь и верю, что это в её силах. И эта надежда находит подтверждение в строчках некоторых стихов:

                В суете смертей и возрождений
                Кроется за сеточкой морщин
                Самое смешное из прозрений:
                Человек не сбудется один -
                Без друзей, в пирушках неразлучных,
                Без любимых (Бог весть почему),
                Без соседей, чьи грехи созвучны
                Нашему и сердцу, и уму.
                Мы без них бы вникнуть не сумели
                В сущность нашей собственной души,
                Что таится в измождённом теле.
                Проклинать их втуне не спеши.

    Для меня это одно из лучших стихотворений по его, если можно так сказать, ауре, по трезвому, но довольно спокойному взгляду поэта на окружающих. И только слово «проклинать» нарушает эту спокойную, человеческую атмосферу, напоминая о неистовости страстной души автора. Пожалуй, мудрый, а значит более терпимый человек, заменил бы слово «проклинать» на «осуждать»:

                «осуждать их втуне не спеши».

    Второй сборник Н. Мухиной, несомненно, значительнее первого. Возможно, это происходит и оттого, что автор чаще вырывается из круга сугубо личных проблем, вернее, в круг личных интересов включаются интересы окружающих, интересы страны. Поэтесса ощущает себя неотъемлемой частицей России:

                Моей речушки средь больших рек
                На карте лучших из многих стран
                Никто не сыщет за целый век.
                Но нами полнится океан.

    «Горькая доля» - так назван третий раздел сборника. И речь здесь идёт не только о горькой доле автора, а, что гораздо важнее, о горькой доле России. Гражданская тема звучит не просто своеобразно, а очень остро, иронично, а иногда и - зло. Причём, эти чувства, как кажется, направлены не только на окружающих, но и на себя:

                Не ненависть - презрение. Не много.
                Но и не мало. Мерой чистоты
                Душевной стало то, какой дорогой
                Ты движешься в заветные кусты
                Чтоб отсидеться там, пока судьбою
                Не будет лютый враг повержен в прах
                И тень твоя не выйдет с поля боя
                С улыбкою на горестных устах.

    А какой злой сатирой на нашу современную действительность дышит стихотворение:

                Нет нынче слуха новомодней:
                - Окончен бой! Окончен бой!
                Бой горних высей с преисподней
                Теперь, довольные собой,
                Мы можем почивать на лаврах -
                Посредников нелёгок труд!
                Стучат уж в бубны, бьют в литавры,
                Танцуют люди и поют.
                Сбираем всех без исключения
                Мы вкруг накрытого стола!
                - Каков же был исход сражения?
                -Э... 7 : 13 в пользу зла...

    Даже цифры 7 и 13 здесь вовсе не случайны, а очень многозначительны.
  «Душа растёт» - название четвёртой части могло бы, по моему мнению, служить названием всего сборника. Пока я читала эту небольшую книжечку «Люби сегодня», меня не покидало ощущение не просто роста авторского мастерства, взросления его души, А ощущения взлёта, взлёта на высокий уровень. В сборнике нет ни одного слабого произведения. Правда, в него включены 15 стихотворений из первого сборника. Может быть, можно было бы взять меньше. И почему-то меня особенно задело стихотворение «Были юные». Если в том сборнике оно для меня было одним из лучших, даже как бы ключом к пониманию остальных, то здесь, среди более зрелых произведений юношеская категоричность, явное противопоставление себя окружающим, вызов окружающему, выглядит, с моей точки зрения, несколько инфантильно, несмотря на то, что четвёртая строфа опущена. То же могу сказать и о предпоследнем стихотворении «Обаяние стёртых линий». Концовка:

                Я писала не ради славы,
                А пытаясь дожить до смерти.
   
    - излишне пафосна для нынешней Натальи Мухиной. О поэтическом творчестве у неё есть чудесное стихотворение:

                                                            При чтении мудрых книг
                                                            я погружаюсь
                                                            В глубокую печаль...


                И Слово было... Было Слово!
                Живым горящим остриём
                Пронзало плоть, лишало крова,
                Рвало на части окоём.
                И созидало. Беспредельность
                Дробилась, плавилась, текла
                И снова обретала цельность.
                Прозрачней тонкого стекла
                И монолитнее гранита
                Мысль, облачённая в Слова,
                Являлась миру. Но открыта
                Времён последняя глава.
                Что ныне Слово? Всем известно:
                Есть горы текста, Бога нет,
                А в этих текстах повсеместно
                Рассудка безрассудный бред.

Валентина Гусева