На правах рукописи
Вторая книга «Люби сегодня»
Прежде всего, обращаешь внимание на чудесное оформление. Художник Евгений Смирнов - полноправный соавтор Н. Мухиной. Его иллюстрации завораживают, притягивают, заставляют вглядываться в детали, вдумываться, не отпускают от себя. Для меня это первый сборник, в котором привлекают не только стихи, но и иллюстрации, в котором мне интересен не только поэт, но и художник, интересен как личность, своим внутренним миром. Иллюстрации Евг. Смирнова можно рассматривать бесконечно. вступительная статья А. Н. Беляева не совсем удовлетворяет, как-то слишком обычно написано, хотя стихи необычны, и он (Беляев) это чувствует. А вот выразить своё впечатление от этой необычности, по-моему, не смог. Может, это случилось потому, что они (поэт и рецензент) принадлежат не только к разным поколениям, но, я бы сказала, к разным эпохам.
А вот Н. Смирнова в послесловии смогла более глубоко, а значит и более точно сказать о поэзии Н. Мухиной. Если вступительная статья А. Беляева названа строчкой стихотворения Н. Мухиной: «И горечь неизбывная в строке», что, конечно же, отражает основное чувство, пронизывающее сегодняшнее творчество поэтессы, то Н. Смирнова выбрала для заголовка другие слова: «Пройти сквозь время». Это не только пожелание начинающей поэтессе, но, прежде всего высочайшая оценка её творчества и полнейшая уверенность, что так и будет.
«Свет и тени» - так назван первый раздел сборника. Стихи поражают глубиной, причём она заключена не в словах, а именно где-то между строк, в подтексте. Она ощущается, это ощущение чаще всего возникает как-то неожиданно, заставляя вдруг останавливаться, возвращаться к прочитанным строчкам, очень медленно перечитывать их, стараясь как бы внутренним взором рассмотреть то, что скрывается за ними.
Необычайны и в то же время поразительно точны, полны образы, которые возникают за этими, казалось бы, самыми обычными, простыми словами. Слова-то просты, а вот словосочетания, составленные из этих простых слов, необычны:
Судьба смотрела в потолок,
А я твои ловила взгляды
И всё гадала: мир жесток,
Но ты сейчас со мною рядом -
Какую цену заплачу
За радость нескольких мгновений?
Слетались к пыльному лучу
Как мошкара слова сомнений,
Роились. Билась о стекло
Испуганная птаха счастья.
И где-то капало, текло
Струилось время. Все напасти
Сидели тихо по углам,
Судьба смотрела вверх и мимо.
Душа моя, как по углям,
Всё шла к твоей, неумолимой.
К таким стихам, к таким строкам никак не применимы слова из второго раздела сборника:
Печать обыденности –
Жирное пятно
На каждом слове,
Преданном бумаге...
Уж чего-чего, а обыденности в стихах Н. Мухиной днём с огнём не сыщешь. И это, вероятно, потому, что она и в чувствах не терпит обыденности. Идти до конца, «до донца» чувств, всё равно куда - вверх или вниз - это пока её критерий. Но ведь жизнь и состоит в основном из будней, праздники бывают редко. А если бы праздником стал каждый день, то они (праздники) превратились бы в скучную обыденность. Ведь если бы вокруг были только яркие краски, то очень скоро мы совершенно перестали бы их замечать. Я думаю, что боязнь обыденности, стремление удержаться на романтической высоте юношеского максимализма является одной из причин «неизбывной горечи в её строке». И хотя второй раздел сборника назван «Подняться выше уровня тоски», сделать это автору не удалось и не потому, что ей «недостаёт отваги» (отваги-то у неё как раз хватает), а потому что часто недостаёт мудрости.
До мудрости с безумьем пополам
Осталось мне пройти лишь полступени, - пишет она. Вряд ли. Мне кажется, что до мудрости (без безумья) поэтессе ещё придётся подняться на целую ступень. Надеюсь и верю, что это в её силах. И эта надежда находит подтверждение в строчках некоторых стихов:
В суете смертей и возрождений
Кроется за сеточкой морщин
Самое смешное из прозрений:
Человек не сбудется один -
Без друзей, в пирушках неразлучных,
Без любимых (Бог весть почему),
Без соседей, чьи грехи созвучны
Нашему и сердцу, и уму.
Мы без них бы вникнуть не сумели
В сущность нашей собственной души,
Что таится в измождённом теле.
Проклинать их втуне не спеши.
Для меня это одно из лучших стихотворений по его, если можно так сказать, ауре, по трезвому, но довольно спокойному взгляду поэта на окружающих. И только слово «проклинать» нарушает эту спокойную, человеческую атмосферу, напоминая о неистовости страстной души автора. Пожалуй, мудрый, а значит более терпимый человек, заменил бы слово «проклинать» на «осуждать»:
«осуждать их втуне не спеши».
Второй сборник Н. Мухиной, несомненно, значительнее первого. Возможно, это происходит и оттого, что автор чаще вырывается из круга сугубо личных проблем, вернее, в круг личных интересов включаются интересы окружающих, интересы страны. Поэтесса ощущает себя неотъемлемой частицей России:
Моей речушки средь больших рек
На карте лучших из многих стран
Никто не сыщет за целый век.
Но нами полнится океан.
«Горькая доля» - так назван третий раздел сборника. И речь здесь идёт не только о горькой доле автора, а, что гораздо важнее, о горькой доле России. Гражданская тема звучит не просто своеобразно, а очень остро, иронично, а иногда и - зло. Причём, эти чувства, как кажется, направлены не только на окружающих, но и на себя:
Не ненависть - презрение. Не много.
Но и не мало. Мерой чистоты
Душевной стало то, какой дорогой
Ты движешься в заветные кусты
Чтоб отсидеться там, пока судьбою
Не будет лютый враг повержен в прах
И тень твоя не выйдет с поля боя
С улыбкою на горестных устах.
А какой злой сатирой на нашу современную действительность дышит стихотворение:
Нет нынче слуха новомодней:
- Окончен бой! Окончен бой!
Бой горних высей с преисподней
Теперь, довольные собой,
Мы можем почивать на лаврах -
Посредников нелёгок труд!
Стучат уж в бубны, бьют в литавры,
Танцуют люди и поют.
Сбираем всех без исключения
Мы вкруг накрытого стола!
- Каков же был исход сражения?
-Э... 7 : 13 в пользу зла...
Даже цифры 7 и 13 здесь вовсе не случайны, а очень многозначительны.
«Душа растёт» - название четвёртой части могло бы, по моему мнению, служить названием всего сборника. Пока я читала эту небольшую книжечку «Люби сегодня», меня не покидало ощущение не просто роста авторского мастерства, взросления его души, А ощущения взлёта, взлёта на высокий уровень. В сборнике нет ни одного слабого произведения. Правда, в него включены 15 стихотворений из первого сборника. Может быть, можно было бы взять меньше. И почему-то меня особенно задело стихотворение «Были юные». Если в том сборнике оно для меня было одним из лучших, даже как бы ключом к пониманию остальных, то здесь, среди более зрелых произведений юношеская категоричность, явное противопоставление себя окружающим, вызов окружающему, выглядит, с моей точки зрения, несколько инфантильно, несмотря на то, что четвёртая строфа опущена. То же могу сказать и о предпоследнем стихотворении «Обаяние стёртых линий». Концовка:
Я писала не ради славы,
А пытаясь дожить до смерти.
- излишне пафосна для нынешней Натальи Мухиной. О поэтическом творчестве у неё есть чудесное стихотворение:
При чтении мудрых книг
я погружаюсь
В глубокую печаль...
И Слово было... Было Слово!
Живым горящим остриём
Пронзало плоть, лишало крова,
Рвало на части окоём.
И созидало. Беспредельность
Дробилась, плавилась, текла
И снова обретала цельность.
Прозрачней тонкого стекла
И монолитнее гранита
Мысль, облачённая в Слова,
Являлась миру. Но открыта
Времён последняя глава.
Что ныне Слово? Всем известно:
Есть горы текста, Бога нет,
А в этих текстах повсеместно
Рассудка безрассудный бред.
Валентина Гусева