Валентина Гусева
Тропою поэта
(о творчестве Ю. К. Разгуляева)
Человек иного измерения
Стихи... Беззащитная, обнаженная душа поэта. В который раз невольно задаюсь вопросом: «Что есть настоящая поэзия? Каковы ее признаки? Что в ней главное?»
И первое слово, которое всплывает как ответ, – точность. Это слово вмещает в себя умение остро и точно чувствовать, глубоко мыслить; искренне, сильно, по-своему сказать об этом. Нечасто возникает ощущение: да, это оно. Это настоящее. И все же...
Встречи с Ю.К.Разгуляевым для меня всегда являются долгожданными. Ни разу они не разочаровали, не обманули. Его поэзия покоряет высокой нравственностью. Человек для него – прежде всего духовная сущность, нечто святое, изначально достойное уважения. В стихотворении «Третий» всего несколько строк. Но в них – затаенное изумлений перед необъяснимостью любви, бережной отношения к чувствам других. На себя же автор смотрит с заметной грустной иронией:
«А между ними, между
Ними,
Как в текст ошибка –
Вкрался я».
Высокий нравственный критерий, по которому живет автор, для него так же естественен, как дыхание.
Лирический герой Ю.Разгуляева удивителен: человек неиссякаемой доброты, душевной щедрости, он не судит, не пророчествует, но и никогда не изменяет себе. Есть что-то очень светлое в его облике. Ему веришь, за него переживаешь, им гордишься. Его мудрость ненавязчива, неприметна. Это мудрость доброты. Истинная мудрость много пережившего, передумавшего человека.
Творчество Ю.Разгуляева действительно проповедь доброты. Но в мироощущении лирического героя ясно слышится и трагическая нота («Еще влечет к черте и за...», «Устал я быть нищим...», «Не одиночество, а просто друга нет...» и др.) Кажется, что мужество вот-вот изменит ему, и тогда он поддастся усталости: «напряжение плеча под коромыслом жизни» ослабнет и тогда... Но вновь возникает надежда:
«Спасает нас мучительной порой
Для светлых вдохновений и соблазнов
НЕ подходящий случаю герой –
Какой-нибудь пустяк несообразный».
Этим «пустяком» является для Ю.Разгуляева чувство красоты, умение общаться с «другом осенним, желтым непоседой» – сентябрьским листом, почувствовать полноту и многообразие жизни за внешне неприметным, «пустяковым» явлением.
Насколько я знаю, у Ю.Разгуляева нет сборника стихов, но не этим измеряется талант. Поэт – это способ жизни, это особое мироощущение, особое восприятие всего окружающего. И, я думаю, Ю.Разгуляев – поэт, и именно поэзия, творчество выведет его туда, где «под семью замками ему положенное лежит».
1995 г.
Новые грани
В декабре ушедшего (2002) года все жители нашего города, и прежде всего любители поэзии, получили поистине новогодний подарок: – наш земляк, буйский поэт Ю.Разгуляев, стал членом Союза писателей России. Его талант замечен и признан на самом высоком уровне. Нам, буевлянам, известен пока один сборник стихов Юрия Константиновича – «Местной почвы певчая щепоть». Второй сборник существует лишь в рукописи, но стихи, вошедшие в него, появлялись на «Литературной странице» «Буйской правды». Остановимся на некоторых из них:
Погляди по сторонам.
Даже если не услышишь –
Ты почувствуешь, что там,
Рядом с нами, кто-то дышит.
Пожалуй уже в этих четырех строках отражено то новое, что появилось в творчестве Ю.Разгуляева. Ведь в первом сборнике в центре внимания поэта было его «я», его настроение, его душа: «Я – местной почвы певчая щепоть», «Легко ли МНЕ?» – Что Я скажу в ответ?», «МНЕ легче с чудаками», «А Я в ней рос», «Устал Я быть нищим», «Я – волк» и т. д. Внимательный, чуткий, умный читатель имел возможность: проникнуть в мир поэта, ...чувствовать, чем живет его душа.
Новые стихи – это выход поэта к людям. Мне он напоминает блоковское «Выхожу я в путь, открытый взорам».Теперь поэт раскрывается прежде всего в его отношении к людям, к происходящему вокруг. Он остро чувствует и переживает чужое горе, чужое страдание.
Стихотворений «И прилетят из-за моря птицы...» посвящено В.Ягодину, с которым поэта связывают детские годы: они учились в одной школе. О чем стихотворение? Автор как бы совмещает два времени: то далекое, прошедшее, и наше. Он возвращается в родную деревню – и что же?
А через речку там, за селом знакомым
Утро вставало к каждому.
Нынче-то для кого?
В моей деревне было четыре дома.
Гляжу и не понимаю:
Нету ни одного.
И прилетят из-за моря птицы,
И станут разгуливать по лугам...
Птицы-то с весной возвращаются в места своих гнездовий, а вот наступит ли весна для людей? С тихой грустью звучат последние строчки:
Дорассказана сказка.
И милые, милые лица
Навсегда уплывают
К неведомым берегам.
Старая песня
Тоски, нищеты и пространства.
Память земель ослабевших,
Семейств, растерявших родство,
Родина, ты мне дала
Зрение и время для странствий,
Чтобы хоть что-то понять.
Чтобы хоть что-то одно...
Перед глазами возникает образ странника, одинокого путника, чувствующего себя частицей чего-то общего, существующего долгие – долгие века и уходящего в будущее. Невольно вспоминаются русские народные песни – прежде всего о дороге, о ямщиках:
Само название с одной стороны указывает на связь с этими народными, живущими века песнями, с другой стороны – оно имеет или может иметь другой смысл: старая песня – постоянная, неменяющаяся, кое-кому, возможно, и надоевшая («Ну, опять завел старую песню!»). Но эта песня – часть народной души, а потому – вечна и необычайно близка каждому русскому.
Есть в литературоведении понятие – гражданская лирика. Можно говорить о гражданских мотивах в поэзии Пушкина, Лермонтова, о гражданской лирике Некрасова. Гражданские темы – это прежде всего темы патриотизма, борьбы за свободу и независимость, темы социальной справедливости. Никогда раньше при чтении стихов Ю.Разгуляева не возникало ощущение гражданственности. Он был для меня поэтом, умеющим глубоко и точно чувствовать малейшие движения человеческой души и талантливо, необычно сказать об этом. Меня восхищала и одновременно пугала откровенность его стихов: кажется, что ты в руках держишь трепетную, необычайно доверчивую и в то же время очень ранимую человеческую душу, и само собой откуда-то возникает чувство страха: как бы каким-нибудь неловким движением (мыслью) не сделать ей больно. Таким я знала Ю. Разгуляева. Но сейчас передо мной открывается новая грань таланта нашего земляка:
А мне ничего и не надо.
Смотреть бы в зеленую даль.
Одно уже это награда –
Смотреть. Даже если видал.
В двух стихотворениях: «Старая песня» и «А мне ничего и не надо», по-моему, у него впервые возникает слово «Родина» в высоком, общем для всех звучании. А чувство полного слияния с родной стороной, неразделимости с ней не только ощущается, но и осознается поэтом. И возникает ответное чувство благодарности:
И много ли надо усилий –
Быть верным родной стороне,
Которая честно растила
Любовь и терпение во мне.
Автор вроде бы остался тем же, каким был... Но нет: он – другой. Он не стал счастливее или жестче (круче). Однако исчезло ощущение трагического одиночества, так как «старая песня тоски, нищеты и пространства» – это не только его песня, это песня (вековая!) всего народа. Чувствовать себя частью народа – это уже выход из тупика одиночества, это подъем автора к новому мироощущению.
5 февраля 2003 г.
Деревья и гнезда
Долгожданный второй – сборник Юрия Константиновича Разгуляева. Долгожданный в прямом и переносном смысле: мы с нетерпением ждали его пять лет! Пять лет пролежал он в рукописи: не могли ни в Буе, ни в Буйском районе, ни в Костроме найти спонсоров.
Твори, моя душа,
Не уставая,
Уж если не любовь – согласие хотя б,
Ведь лучше красоты
Лишь красота живая.
С которой и живут – как будто бы летят.
В этих словах, поставленных Ю. Разгуляевым в качестве эпиграфа к сборнику, есть ключевое слово – «душа». Именно душой написано каждое стихотворение.
О себе Юрий Константинович пишет, как всегда, скупо, очень искренне, с безграничным доверием и уважением к читателю. Внимательно, не спеша, прочтите это коротенькое вступление «От автора». Остановитесь на каждом абзаце, вдумайтесь в него – и перед вами постепенно возникнет удивительный духовный образ автора, человека, для которого жизнь – не те события, что происходят за окном, а те, что происходят у него внутри, в его душе. А стихи по его словам, может, и нужны для того, «чтобы согласовывать, соизмерять поступки с мыслями, с совестью». «Зрячее сердце» – суть поэта. И все, что оно увидело, – в стихах – собранных в новом сборнике «Деревья и гнезда».
Между 1 и 2 сборниками – жизненная дорога длинною в 3 года (плюс 5 лет ожидания издания). Изменился ли поэт? И да и нет. В его душе по-прежнему нет места ни злу, ни осуждению. Она, как и раньше, чутка к чужой радости и боли:
Погляди по сторонам.
Даже если не услышишь,
То почувствуешь, что там,
Рядом с нами, кто-то дышит.
Или:
Оглядываться не надо.
Люби не себя, а тех,
Которые дышат рядом,
Которые лучше всех.
По-прежнему общение с природой приносит ему больше радости, чем общение с людьми: ведь именно оставаясь наедине с природой, он чувствует себя самим собой, она помогает ему пережить удары судьбы:
Пространство меня врачует,
Пронизывая с головы до пят.
И вообще «Нет ничего на свете лучше деревьев и гнезд, тех мест, где я просто рос и видел все это». Да, в основном он остался прежним. И все же он – другой: более спокойный, уверенный в себе, более мудрый. Изменилась интонация его стихов: от них веет весной, они пропитаны надеждой и верой в то, что для него возможны и любовь, и счастье:
Срок придет, и я узнаю
Настоящий облик свой.
Я еще к началу мая
Вспыхну юною листвой.
И он знает «счастье – любить, не считая лет».
Очень часто Ю.Разгуляев обращается к верлибру, и эти 3-4-5 строк, написанных без рифмы, иногда значительнее, значимее большого стихотворения:
Деревьев девяносто семь
По дороге домой.
Пересчитаю – на месте ли?
Мало ли что.
Всего четыре строчки, но сколько за ними чувств! Здесь и любовь к родному дому, и страстное стремление поскорее до него добраться, и мы понимаем, что это его привычная, постоянная дорога, и эти девяносто семь деревьев уже для него стали своими, и если вдруг (мало ли что?) с ними что-то случится, его дорога домой уже не будет прежней, она будет менее счастливой. Они, эти девяносто семь деревьев, включены в круг его забот, в круг его общения.
Говорить о стихах Юрия Разгуляева можно бесконечно. Каждое из них заслуживает внимания, каждое может стать для читателя открытием. Ведь еще в первом сборнике он писал:
Нельзя шутить со словом,
Нельзя писать спеша,
А лишь когда готова
Для этого душа.
Что пожелать автору нового сборника? Хочется, чтобы ему еще долгие годы «хватало жизни воспоминаниями не жить» и сохранить свои ориентиры:
В уме – добра определение
И сердца чуткого биенье.
А мы будем ждать его новых стихов.
Валентина Гусева
декабрь 2008