На правах рукописи
Борис Козлов
ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ КОСТРОМЫ
(1941-1945 гг.)
С 22 июня 1941 года костромичи, как и весь советский народ, начали жить по законам «священной войны». Она обусловила специфику литературной жизни города и края, определила судьбу каждого писателя-костромича. Большинству довелось, пройдя дорогами войны, вернуться домой, как правило, после тяжелых ранений. У тех, кто по состоянию здоровья или другим причинам остался в Костроме, судьба складывалась по-разному. Репрессированному и поэтому отлученному от литературы А.П.Алешину было отказано в просьбе направить его на фронт и разрешено лишь принять участие в строительстве оборонных рубежей под Москвой, после чего он в 1943 г. умер, прожив всего 48 лет. В мае 1944 г. был арестован и осужден поэт Н.А.Орлов. Из блокадного Ленинграда в 1942 г. вернулся в Кострому и активно включился в общественно-литературную жизнь известный писатель-костромич Вячеслав Лебедев. Вместе с ним и вслед за ним в Кострому эвакуировались ленинградские литераторы: кинодраматург Н.А.Саламанов, поэтесса Вера Скворцова, очеркист Галина Остапенко. Приехали и некоторые ленинградские артисты. Костромские и ленинградские писатели и актеры организовали концертные бригады, выступавшие на предприятиях и в госпиталях; сбор от их платных концертов в клубах и других культурных учреждениях шел в пользу фронта. Особенной популярностью славилась концертная бригада, организованная костромским поэтом Н.Орловым и ведущей артисткой ленинградской государственной эстрады Зинаидой Сергеевной Колчиной.
Война поделила костромских литераторов на сражавшихся на фронте и на работавших в Костроме. Ушли на фронт: Евгений Осетров, Алексей Никитин, Виктор Хрящев, Александр Часовников, Алексей Румянцев. Они присылали в «Северную правду» насыщенные реалиями войны стихи, корреспонденции, очерки, рассказы, фельетоны, публиковавшиеся затем под рубриками «Письма земляков-фронтовиков», «Творчество земляков-фронтовиков», «Костромичи в боях за Родину». Здесь же печатались красноармейцы и командиры, не имевшие профессионального статуса литератора, но решившие обратить против врага и второе оружие — перо или карандаш. Некоторые из них были рабкорами или селькорами, до войны писавшими в «Северную правду» или «Северный рабочий», в 1936-44 гг. являвшийся газетой Ярославской области, частью которой в те годы был костромской край.
Те, кто не ушел на фронт (Н.Орлов, Н.Соколов, В.Лебедев, Г.Милова, С.Степанова, Е.Павлова и др.), вместе с «ленинградцами» активно включились в общественно-оборонную работу и литературное сотрудничество, стали сплоченным коллективом. В 1944 г. в связи с обретением Костромской областью административной самостоятельности стал вопрос о создании в городе литературного объединения.
Пока же при редакции «Северной правды» под руководством Н.Орлова действовала литературная группа, особенно продуктивно в 1943 году. На ее собраниях обсуждались новые произведения, участники организовывали встречи с читателями. 22 февраля 1943 г. ее усилиями был подготовлен и вышел в эфир первый костромской литературный радиоальманах, в котором выступили Н.Саламанов, А.Чичерин, В.Скворцова.
Костромские литераторы организовывали литературно-художественные вечера, являвшиеся «смотром творческих сил города». Даже в самые тяжелые времена военного лихолетья проводились персональные творческие вечера-отчеты костромских писателей. Например, в июне и октябре 1942 г. состоялись обсуждение драмы В.Лебедева «Максим Горький» и вечер по итогам его творческой деятельности (а это было время кануна и начала Сталинградской битвы). В 1943-1944 гг. в Костроме были проведены вечера с приглашением ярославских писателей.
Постоянно поддерживали костромские литераторы связь с местными музыкантами, актерами театра, а также художниками: Н.Шлеиным, М.Колесовым, А.Яблоковым, А.Рябиковым, В.Беляевым и другими. Были опубликованы заметки о творчестве этих художников, об отдельных работах и тематических выставках. Уже осенью 1944 г. обретшие организационную самостоятельность костромские художники подготовили Первую областную выставку.
Творческая жизнь костромской интеллигенции постоянно отражалась «Северной правдой» и «Северным рабочим». На их страницах происходила «встреча» литераторов-фронтовиков и работавших в Костроме и Ярославле. Со временем набирает силу творческая деятельность костромских поэтов и прозаиков, и уже с конца 1942 г. «Северная правда» начала регулярно публиковать их разнообразные по жанру и стилю произведения, объединенные темой Отечественной войны.