Борис Куфирин

Подотчётен малой родине

   4 апреля 2012 года известному писателю, нашему земляку Юрию Бородкину исполнилось 75 лет.

   «Каждый раз так – волнует весь путь к дому, особенно с того момента, как выйдешь из вагона на станции Николо-Полома, услышишь знакомый говор, встретишь знакомые лица, но самыми счастливыми минутами являются те, когда перед тобой откроется афонинское поле и увидишь старые, по-северному могучие дедовские избы и среди них свою… Сажусь писать новый рассказ или повесть, и снова вижу пред глазами Афонино, Николо-Ширь, Матвеево, другие соседние деревни, и чисто струится, играя на солнце, Вохтома, и тотчас оживают лица земляков, слышу их голоса… Так навсегда и сохранится во мне позыв родной земли».

   Эти строки – из автобиографической повести Юрия Серафимовича Бородкина «Земля заветная». Он родился в Горьком, однако, когда ему было четыре года, семья перебралась на жительство в деревню Афонино Парфеньевского района – на родину родителей. Его детство и взросление пришлись на суровые военные и трудные послевоенные годы, когда вся сельская Россия жила тяжело, измотанная непосильным трудом вдов, стариков и подростков. Все это сполна познал и Юрий – отец погиб на фронте, и мать одна воспитывала его и старшего брата.

   Юрий Бородкин окончил Парфеньевскую школу-десятилетку, каждую неделю преодолевая путь по бездорожью домой. А затем оказался в Ярославле, с которым связана вся его дальнейшая жизнь. Более двадцати лет он возглавлял Ярославскую писательскую организацию. Однако подлинным источником творчества для писателя всегда была костромская деревня, связь с парфеньевской землей он не порывает и по сей день.

   Творческая судьба Бородкина сложилась удачно, он стал большим русским писателем. От первого сборника рассказов «Ветры над яром», вышедшего из-под пера студента-заочника Литературного института в 1966 году, до сегодняшнего дня – путь длиной в более чем два десятка книг. Молодого писателя поддержали известные прозаики Василий Смирнов и Михаил Алексеев, что помогло ему крепко встать на ноги, обрести свой незаемный литературный голос.

   Общероссийскую известность ему принес роман «Кологривский волок», опубликованный в «Роман-газете» и неоднократно выходивший отдельными изданиями. Он рассказывает о деревне 40-х годов – той,  которую видел в детстве сам автор. Следующий роман «Поклонись роднику» посвящен жизни современного села.

   В 70-80-е годы один за другим появляются сборники повестей и рассказов Бородкина: «Лесной колодец», «Солнце под крышей», «Летние заморозки»… В постперестроечный период писатель продолжает осмысливать жизнь земляков в это сложное и противоречивое время. В итоговом романе «Малая Пасьма» он раскрывает трагедию русской деревни в ХХ веке.

   «Деревенская проза» - одно из самых ярких проявлений русской литературы минувшего столетия. Представителем этого направления является и Юрий Бородкин. Его творчество – это картина жизни русской деревни за последние более чем полувека, наполненная точными образами, достоверными характерами и типичными явлениями.

   Герои Бородкина – простые русские люди, живущие своими каждодневными заботами, радостями и бедами. Сюжет и язык его произведений естественны, как сама жизнь. Писателя интересует внутренний мир персонажей, их взаимосвязь с природой и окружающими, причины поступков. Зачастую он ставит их в сложные ситуации, но не в искусственно закрученные, а преподнесенные самой жизнью, и тогда наиболее ярко проявляются черты их характеров. Нередко он рисует людей с «особинками», но, опять же, не выдуманными, а подмеченными в реальности.

   Писатель задается извечными вопросами об отношениях отцов и детей, мужчин и женщин, о том, почему одни покидают родные гнезда, а другие остаются работать на своей земле. И доказывает, что основа жизни – это семья, что нельзя человеку полностью отрываться от своей малой родины и природы, которые способны принести успокоение и утешение. Его книги достоверны, порой даже трагичны (ничего не поделаешь – такова жизнь), в них нет ничего лишнего, наносного. Тем они и ценны.

   В 2010 году Юрий Бородкин выпустил не совсем обычную для себя книгу: в сборник «Эпилог» вошли стихи и записи. А завершается он так: «Об истоках моего творчества я мог бы сказать словами В. Шишкова: «Перед моими глазами прошли сотни людей, прошли неторопливо, не в случайных мимолетных встречах, а нередко в условиях, когда можно читать душу постороннего, как книгу». Такую возможность дала мне, прежде всего, моя костромская родина, деревня Афонино и весь Парфеньевский район».

   Сложно что-либо добавить к этим словам писателя, всю жизнь подотчетного своей малой родине.

Парфеньевский вестник. - 2012. – 5 апр.- С.4.