Виктор Лапшин
Сочинения начинающих стихотворцев
Совершенно уверен в том, что каждый из авторов это – довольно большой стихотворной подборки наделен своеобразным видением одной и той же жизни. Тем более печально, что за редким исключением, в стихах они потеряли свою неповторимость. Можно переставить фамилии – ничего не изменится. Словно все эти стихи написаны одним и тем же человеком. Своего голоса нет ни у одного автора. Есть единичные попытки, однако, они производят впечатление бросков в сторону – вслепую, наобум.
Прежде всего, назову стихотворения, которые можно включить в областной альманах. Их написали: Владимир Проскуряков из Волгореченска («Малина»). Екатерина Поспелова из Галичского р-на (Помню все: полуночное чтенье...»), Галина Толстоброва из г.Костромы («В стиле ретро»).
Общий взгляд на сочиненное авторами подборки удручает. Небрежности языка, точности изложения мысли, ни обычной мысли, ни поэтической наблюдаются там и сям.
В.Проскуряков пишет, обращаясь к памяти отца: «Твой взрослый внук родился в день твоей кончины». Ясно, что автор сообщает о рождении сына в день смерти отца. Но стихотворная строчка утверждает: в день кончины деда родился у него взрослый внук, сразу в возрасте.
В стихотворении «Ветерок холодный...» описываются страдания рыболова на зимней ловле Вернее не его, коего на морозе не слушаются пальцы, а «верткого живого червяка», не желающего оказаться на крючке. Итак, читателю дан верткий живой червяк.
Хотелось бы взглянуть на верткого мертвого червяка. Если уж он, этот червяк непокорный, верток, значит, он живой и его жизненность не надо подчеркивать, достаточно верткости.
Проскуряков задался целью написать цикл стихотворений об ягодах: «Малина», «Брусника», «Клюква». Бруснику он определил как «северный таежный красно-белый виноград», а клюквенные болотные россыпи уподобил рубинам. Как стары и затасканы в литературе эти определения и уподобления!
Подборки поэтесс (а их большинство) тяготеют к любовной лирике. Замахивается на философскую поэзию Надежда Власова из г.Нерехты. Но что мы видим?
Нагих лесов предзимнюю усталость
Укроет тихий, нежный первый снег.
Она (церковь) как память русской славы
Стоит в морозной тишине.
Меняются века и времена – Лишь зависть не меняет имена.
Никаких поэтических открытий нет в данных стихах.
Нечто новое попыталась высказать Анна Смоловик из г.Костромы:
Загляни мне в глаза,
Видишь синь в серебре?
Синий лед с молоком
Глаз моих – вот твой враг.
Такие вот глаза, такой вот отталкивающий образ. Непонятно зачем написаны поэтессой стихотворения: «Что такое расстоянье?», «Колыбельная для кота».
Стихи Владимира Иванова из г.Костромы более, что ли, конкретны или предметны. Но внятны ли они? Кроме того, очень напоминают стихи других начинающих стихотворцев, пишущих о друзьях:
И потом, на всех своих банкетах
Первым тостом стоя и до дна:
За друзей, которых рядом нету,
И за то, чтоб кончилась война.
Чем лучше стихи о Надьке, о Париже и о французских неграх?
Что-то в нашенском дворе
Надьку я не вижу.
Подалась, всего скорей,
Надька до Парижу.
Зачем было писать о какой-то другой жизни, когда своя жизнь стоит перед взором и настоятельно просит писать о ней: вразумительно и серьезно. У Анюты Коротаевой из г.Костромы стихи о некой Джульетте, живущей в Костроме:
Живет в Костроме Джульетта...
(Что так удивляет вас?)
И любит встречать рассветы
Над Волгою в ранний час.
Но только в толпе Джульетту
Ты сразу не отличишь.
Пожалуй, не отличишь и гораздо позднее, скорее всего, никогда, поскольку эта стихотворная Джульетта безлика, она общее место. Странные мечты у поэтессы:
Я мечтаю стать черной кошкой,
Что темнее и нежнее ночи.
Не так далеко до уже упомянутой ведьмочки.
Куда прозаичнее желания у Марии Щипаловой из г.Буя:
Врут, что бывает
Рай в шалаше.
А если бывает,
То этот шалаш
Должен иметь
И бассейн, и гараж,
Три туалета
И столько же ванн...
За исключением декоративных «Детей Беслана», стихи Ирины Чернышовой из г.Буя откровенно альбомны:
В подушке страданья запрячу,
И больше никто не узнает
О том, что весною я плачу,
О том, что сердечко страдает.
То же самое можно сказать и о стихах Антонины Левицкой из того же города:
Отвыкаю от тебя, отвыкаю...
И порою от тоски замираю.
Ты уехал, побелели тропинки,
Мне бы плакать, только нет ни слезинки.
И о стихах Натальи Пахомовой из г.Костромы:
Я забыла, что такое счастье,
Быть любимой, ждать твоих шагов.
Сердце – льдинка, битая на части.
Ты такой меня принять готов?
Елена Матросова из г.Костромы задавила вычурной «образностью» стихи о «ключах от двери рая»:
...Ромашковые склоны
Шумят прибоем под ногами,
Уже березовые волны,
Сомкнувшись, катятся над нами,
...Дышат, как морские губки,
На прелом дереве опенки.
...И створки розовых волнушек
В руках играют перламутром.
Екатерина Поспелова везде вспоминает Господа:
И тайну знали ты и я
В несказанности фраз...
Нам только Бог теперь судья.
И он осудит нас.
Радомир Самоловцев, костромич, сочинил неплохой тост для приятельского застолья.
Пусть обойдут вас горе и печали.
И пусть в пургу засветятся огни.
Я так хочу, чтоб вы беды не знали.
А коль придет, чтоб были не одни.
К поэзии эти строки не относятся. Автор вдохновляется прошлым:
Помнишь, город в шестидесятых?
Твист и шейк. Таксопарк «Побед»,
Постовых удалых, непредвзятых
И «Битлов» притягательный свет.
Увы, надежды автора не оправдались: стихи его те же давно знакомые общие места.
Вероятно, тяготеет к песенности, костромичка Галина Тостоброва, написавшая оригинальное, свежее стихотворение «В стиле ретро». Но иногда ее можно упрекнуть в подражании неким «бардам»:
Когда наступит жизни вечер,
А он наступит – жизни вечер,
Нам неизбежность этой встречи
Судьбой начертано принять...
Советую авторам подборки не только читать лучших наших поэтов, но и вчитываться в их стихи, учиться обращению со словом. А еще, порекомендую внимательнейше проштудировать книгу Вадима Кожинова «Стихи и поэзия». – М.: «Советская Россия». – 1980г., или ее первое издание «Как пишут стихи».