На правах рукописи
Виталий Пашин
«ДЕВЯТНАДЦАТЬ НОВЫХ»
Храню уникальную книжицу — изданный в 1923 году костромскими стихотворцами и прозаиками альманах с прямолинейным названием «Девятнадцать новых». Этим названием общественная редколлегия обозначила факт прихода в литературу молодых, вдохновенны революцией сочинителей, объединившихся в творческую «Секцию работников печати». Пока их только девятнадцать, но после выхода в свет альманаха редколлегия уверена, что ряды костромских литераторов будут интенсивно пополняться.
«Все произведения, — говорится в предисловии, — представляют собой продукт одиночек, разбросанных по разным углам нашего края... Начатая их «перекличка» послужила к тому, что довольно большая группа поэтов и прозаиков спаялась в одно целое, объединенное одним общим стремлением идти в ногу с революцией». И доказательство этому — выход альманаха.
Большинство авторов сборника — штатные и нештатные корреспонденты костромской губернской газеты «Красный мир». Под ее эгидой и отпечатан альманах солидным для того времени тиражом в 1200 экземпляров.
Имена тех, кто удостоился чести занять страницы альманаха, сегодняшнему молодому читателю вряд ли знакомы. Да и пожилому костромичу мало что скажут: все-таки восемьдесят лет — разрыв солидный, другая эпоха. И только те из старожилов, кто в юности не чуждался литературной жизни Костромы, припомнят, что были такие задиристые, горластые витии, завсегдатаи дискуссий и любительских вечеров поэзии. Железной строкой «под Маяковского» крушили они недобитых буржуев, мироедов и прочую погань, мешающую строительству бесклассового общества и формированию нового мировоззрения в умах обывателей.
Никто из них не дожил до наших дней, но некоторые оставили память о себе не только на листах «ископаемого» альманаха. Они стали профессиональными писателями, критиками, литературоведами, редакторами толстых журналов.
Александр Высотский — глава костромского губполитпросвета, по совместительству редактор местной литературной газеты «Красный понедельник», был инициатором выпуска альманаха. Для него отобрал из газеты наиболее значимые произведения и предпослал им свое, выдержанное в революционном духе предисловие. Сам он ни стихов, ни художественной прозы не писал, но был человеком предприимчивым, начитанным, разбиравшимся в литературном процессе 20-х годов. Это с его «подачи» двинули в писательство наши земляки Семен Дунаев, Мария Комиссарова, Вячеслав Лебедев, Александр Алешин и др. Все они были в числе девятнадцати авторов альманаха, а потом активно сотрудничали в костромских губернских журналах «Ледокол», «Смычка», «Шмель», редактором которых был все тот же Высотский. Впоследствии он получил известность как критик и незаурядный литературовед, в 30-х годах возглавлявший журнал «Сибирские огни».
Коротко о других авторах альманаха. Семен Дунаев со дня создания губернской газеты «Красный мир» (1920) активно снабжал ее стихами и даже сумел выпустить свой поэтический сборник в 30 страниц «По родному краю». Не обходил он вниманием и другие периодические издания, а когда в губернии открылась газета «Голос молодежи», неутомимый Семен Дунаев — или, как его именовали друзья, «Костромской Безыменский» — был назначен ее редактором.
В альманахе, кроме трех стихотворений Семена, была напечатано его программное четверостишие — своеобразное откровение молодого человека новой формации, познавшего неписанные законы бытия:
Я чуда ждал от горних сил,
Душа давно его просила.
А разум в тайну посвятил,
Что чудо там, где труд и сила.
В 30-х годах после учебы в КИЖе (Коммунистический институт журналистики) Дунаева направили редактировать газету «Советская Бурятия». Я лично познакомился с Семеном Дмитриевичем в 1963 году, когда работал в Забайкалье собственным корреспондентом ТАСС. В то время Дунаев слыл первостатейным поэтом Сибири, имевшим в своем творческом активе двадцать книг. Его комсомольский задор не иссяк и на склоне лет, о чем свидетельствуют стихи, публиковавшиеся в местной и региональной периодике. Умер Дунаев в 1970 году.
На страницах костромского альманаха состоялась «проба пера» восемнадцатилетней дочери крестьянина села Андреевского Марии Комиссаровой. Из трех ее стихов обращает на себя внимание «Осень» — чудесная лирическая миниатюра, по которой можно было предсказать автору большое поэтическое будущее.
Так оно и случилось. Два года спустя Мария поступила на отделение литературы Ленинградского пединститута им. Герцена и, будучи студенткой третьего курса, издала свой первый поэтический сборник «Первопуток»! Назад в костромские края Мария Ивановна не вернулась. Дальнейшая ее жизнь и творчество связано с городом на Неве. Здесь она получила всероссийскую известность как тонкий лирик — певец родной природы, как незаурядная переводчица произведений украинских и белорусских поэтов.
Но став знаменитостью, Мария Комиссарова не забыла свою малую родину: приезжала сама, посылала в библиотеки свои книги, участвовала в различных писательских «форумах» и выездных секретариатах, проводившихся в 70-е годы на костромской земле.
Значительную часть печатной площади альманаха заняли произведения Александра Алешина. Его стихами «На реке» и «ВЦИК» открывается сборник, а заканчивается — повестью «Мастер Ковригин». По прожитым годам и по жизненному опыту Алешин превосходил всех своих собратьев по перу. В 1915 году, окончив школу прапорщиков, участвовал в Первой мировой войне, был комиссован по ранению.
При советской власти началась его журналистская деятельность в костромских газетах. Но душа лежала к писательскому труду. Стихи, очерки и рассказы поначалу печатались только в костромских изданиях. Но потом их охотно стали брать в столичные журналы «Красная нива», «Красная новь» и др.
К началу 30-х годов А. Алешин получает широкую известность во всех областях Верхневолжья как писатель и руководитель объединения литераторов Ивановской промышленной области, куда входила большая часть территории расчлененной Костромской губернии. Он был избран делегатом Первого съезда Союза писателей СССР.
К сожалению, Александр Павлович не смог реализовать все свои способности в литературе и живописи. В 1936 году он подвергся необоснованному аресту и провел в неволе лучшие для творчества годы. Умер в 1943 году.
Но пожалуй, самая богатая событиями судьба выпала на долю самого молодого автора альманаха — Вячеслава Лебедева. В этом сборнике скромный корректор газеты на удивление коллегам по «Секции работников печати» выдал авангардистскую «Поэму о пламени». А три года спустя в столице была издана его пьеса «Холщевые штаны», обошедшая сцены Москвы, Ленинграда и ряда периферийных театров!
Работая собкором «Правды» на Дальнем Востоке, он успешно совмещал журналистику с литературным трудом. Его роман «Дары Тинтинхо» высоко оценил А. М. Горький и дал рекомендацию нашему земляку для вступления в Союз писателей. Широко известны две его повести о знаменитом пролетарском полководце Михаиле Фрунзе, трилогия о Максиме Горьком, пьеса о А. Н. Островском. Романом «Млечный берег» Вячеслав Алексеевич прославил на всю страну славных караваевских животноводов.
Из остальных авторов альманаха, очевидно, не получилось профессиональных поэтов. И вовсе не потому, что они были бесталанны. В стихах Анатолия Дьяконова и Владимира Никифоровского чувствуется самобытность, и при желании оба могли бы достичь определенных успехов. Но что-то помешало их дальнейшему росту. В конце 20-х годов оба уехали в Ленинград. Дьяконов, используя костромской опыт, некоторое время руководил литературным объединением военнослужащих Ленинградского округа и Балтийского флота, а Никифоровский бросил поэзию, перешел на документальную прозу и написал несколько очерковых книг.
В начале 20-х годов еще не было ярко выраженного антагонизма между представителями «пролетарского» и «чистого» искусства. Они как-то уживались под одной крышей сборников, хотя приоритет, естественно, отдавался первому.
Виталий ПАШИН