На правах рукописи
что литература, как и вся наша жизнь, будет продолжаться в истории. И что в отличие от истории ее, литературу, будут «переписывать», то есть объяснять и трактовать кому как нравится. Литература - вещь субъективная, а история, наоборот, объективная.
Критика - вещь также субъективная, и каждый волен оспорить мои мнения. Но чтобы не быть уж слишком субъективным, в стремлении к объективности коснусь немного тех процессов и направлений, которые ныне происходят в литературе и вокруг нее.
Я помянул историю не случайно: пошло такое поветрие, или мода, или потребность, как угодно, - пересмотреть всю историю, все, что знакомо нам по учебникам, трудам Карамзина и последующих историков, на том основании, что история много раз переписывалась и подгонялась под интересы тех или иных правителей и идеологов. Как понимаете, литература и история - предметы самые близкие, хоть и разные. Этим вопросом заняты известные писатели (не историки) Вадим Кожинов, Анатолий Ананьев и другие литераторы. Вот меня и навели на мысль их последние выступления: а может, и литература наша не того... не та, какую бы надо, не желанная? Ведь пишем мы для читателя, а не только для литературных тусовок и семинаров. А что ему нужно, читателю?
На этот счет есть два известных мнения; первое «удовлетворять потребность и вкус читателя, второе, но плестись в хвосте читательского интереса, а подтягивать читателя к некоему высшему уровню. Сейчас, как все мы видим, преобладает первый подход. И уж, кажется, завалили читателя якобы потребным чтивом. Потребным или навязанным - вот вопрос. Ответ не сложный: сначала навязанным, потом потребным, подобно табаку и иному соблазну.
Так куда же вести читателя, к каким таким высотам, ведь время-то явно приземленное: в уши жужжат, не жди с неба манны - делай деньги, да и национальную идею «потеряли», никак не найдут. Что за времена? Страна в кризисе, цивилизация и прогресс в целом тоже под большим сомнением, хотя многие этого как-то не ощущают или отмахиваются. Помнится, учили нас в разных школах, что в литературе и искусстве, в отличие от общей жизни, прогресса не наблюдается, что никто не превзошел Гомера. При этом общий прогресс считался безусловным. И мы недоумевали, почему такое несоответствие. Загадка эта с некоторых пор стала проясняться.
Прогресс... Что такое прогресс? Говорят, движение вперед («вперед и только вперед!»). Солдат идет вперед, положим, так. Ну а всем прочим куда двигаться? Земля-то круглая... Ага, в историческом понятии - вперед. Но здесь мнения сразу расходятся: консерваторов не меньше прогрессистов. Старики - консерваторы, молодые - прогрессисты. А живут все вместе. И уж если вглядеться повнимательнее в историческую жизнь, то увидим мы повсеместно подъемы и упадки, упадки и подъемы. И вовсе не по прямой траектории идет жизнь, а по весьма волнистой синусоиде. И некоторые «всплески», как девятый вал, захлестывают ее, окатывают холодом, отрезвляют и самих прогрессистов, кроме неисправимых фанатиков идеи. Душу ублажили - тело оскудевает, тело насытили - душу затоптали.
Мы выросли, воспитались на высокой литературе века XIX и отчасти XX. И любим ее, и сами что-то пытаемся к ней прибавить. Как передаваемый из века в век талисман храним, разглядываем, изучаем. Если совсем коротко попытаться определить, что это за литература такая, русская литература XIX и XX веков в лучших ее произведениях, то я бы назвал ее в целом бесконечными толкованиями Евангелия на конкретных, жизненных примерах. Ведь именно эта литература от Пушкина и Гоголя до Шолохова и Платонова сохранила в нас ядро христианского православного миропонимания, несмотря на все попытки вытравить такое понимание, заменить его так называемым «научным мировоззрением».
Но что же говорит сегодня наука? Вот слова физика-теоретика 1934 года рождения Ю. Симонова (рос вместе с нами) «...нет никакой надежды национализацию личности. Такая попытка приводит, как правило, к извержению в сознание лавы бессознательного, что может вызвать неврозы и психозы («Новый мир», № 2, 1999 г.). Это очень показательное признание это сдача науки перед «непостижимым». Да ведь и сама литература есть не инструкция, как надо жить каждому и всякому, а прикосновение к непостижимому, попытка хоть как-то его понять. Литература в основном это область бессознательного бесконечные трактовки этого загадочного феномена.
Итак, если под прогрессом понимать улучшение жизни людей, то прогресса нет не только в литературе и искусстве, прогресса нет и в истории, а есть изменения, порой весьма существенные, есть взлеты и падения. Нам сильно повезло иметь в распоряжении великую русскую литературу XIX и XX веков. И, безусловно, мы всю жизнь под ее обаянием (кроме отщепенцев). Hо сможем ли мы и дальше продолжить эти традиции, когда жизнь резко меняется, когда наступает не то что новая эпоха, а сменяется целый Литературный эон. Тому много свидетельств: цивилизация, развивающаяся течение 4-5 веков, приближается к своему завершению - кризис явный. В этих условиях необходимо найти свое отношение и свое слово к тому, что происходит на наших глазах.