«Мне показалось, что от появления этих книг окружающий нас мир в чём-то меняется, становится просторнее, обозримее, светлее».
Игорь ДЕДКОВ
Новая книга попала ко мне в руки. Как обычный читатель, задумываюсь: «Почему автор дал ей такое название «Просека»?» В конце книги изучаю статью «Содержание» и обнаруживаю: первая повесть этой книги называется «Просека в сумрачном лесу». Размышляю: «Просека - это вырубленная в лесу полоса леса, предназначенная для строительства дорог, электролиний, газопроводов... Не надо даже заглядывать в толковый словарь. Что в этом слове интересного для меня? Какое чувство охватывает человека, который из тёмного непроходимого леса вдруг выходит на просеку?» Скорее всего, чувство радости оттого, что вышел на более светлое место. К тому же доволен собой, тем, что преодолел препятствия, духом не упал, рук не опустил. Сам вышел. Тем самым почувствовал силу и уверенность в себе.
В человеческой жизни «сумрачного» немало: ложь, зависть, трусость, подлость. Как преодолеть это, избавиться от этого, что сделать, чтобы зло не торжествовало?..
Книга М.Ф. Базанкова сложена из избранных повестей и рассказов. Прочитав её, я поймала себя на мысли: «Хорошо бы предложить книгу для семейного чтения!» В воображении тут же возникает картина...
...Сначала все вместе, дети и взрослые, рассматривают иллюстрации и фотографии. Замечают, что рисунки выполнены самим автором, таким образом отмечают ещё одну сторону таланта - быть художником. Взрослые, между тем, рассказывают об известных фактах из биографии писателя-земляка. А потом каждый член семьи найдёт в книге Михаила Федоровича Базанкова произведение по вкусу.
Мама вместе с младшими детьми с удовольствием прочитает историю про мальчика, которому взрослые доверили привезти на упрямом быке Горьке масло из Портюга. На самом деле, маме история путешествия до Портюга хорошо знакома. Рассказ «Гороховый кисель с тёплым льняным маслом», прочитанный некогда в книге «Признание в любви», крепко запал ей в душу. Во время чтения мама, конечно же, будет что-то объяснять, комментировать. Обратит внимание на встретившиеся в рассказе названия сёл и деревень: Малое Тюково, Сорвино, Никола-граф (можно карту Костромской области разложить на столе, по ней проследить путь мальчика). Пояснит смысл незнакомых слов (отава, корчага, шесток, плашки, ободья, фезеушник). Услышит мнение детей о характере главного героя.
Детям-старшеклассникам настоятельно рекомендую прочитать рассказ «Берлога». Равнодушными не останетесь. Не вскользь, а обстоятельно, подробно рассказывает писатель об одной неурочной охоте. В правдивости описываемых событий сомнений нет. Автор следует жизненной правде. Тем больнее всё происходящее отзывается в нашем сердце. Для старшеклассников, которые перед экзаменом в форме ЕГЭ находятся в глубоких раздумьях о том, какое художественное произведение взять для анализа, чтобы в нем налицо были нравственные проблемы, тема взаимоотношений человека и природы, проблема нравственного выбора. - ответ прост: прочитайте рассказ «Берлога», поразмышляйте над прочитанным, и аргументы найдутся. Это высокохудожественное произведение, в котором распутывается целый клубок проблем. Я вижу его в одном ряду с рассказом В.М. Шукшина «Волки», с повестями Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» и В.П. Астафьева «Царь-рыба».
...Дед всю книжицу прочитал первым. «Пришлась помысле», - так и сказал. С бабкой своей, ненаглядной Марусей, нет-нет да и обменяется впечатлениями:
- Слышь, Марусь, как Михайло-то резанул! У Лапшина-то душонку повывернул. А Матрёна молодец, кого-то она мне напоминает...
- Глянь, а вот и лирик заговорил, как ты любишь. На-ко сама почитай. Да отложи ты на минутку эти противни!
Читают вместе: «Выкатилась большая красноватая луна. Крыши, закиданная листвой дорога и обнажённые ветви берёз, тополей, черёмух словно бы поседели. Это пал иней».
- Послушай-ко, какой живописец: «На дальних лугах, насколько охватывал глаз, несметной ратью стоял поднятый в конуса лён». Да что говорить! Наш писатель, понимающий, здесь его корни. А мысли, мысли так и роятся. Есть человеку что сказать, подсказать да на просеку вывести.
...За чтением рассказа «Последний рубеж» мне видится отец семейства. Тема исчезающих деревень, заросших бурьяном колхозных полей, опустевших ферм, вросших в землю силосных траншей пробуждает память, тревожит сердце. Во время чтения столько картин встаёт перед глазами!.. Столько вопросов повисает в воздухе!.. Не поблагодаришь писателя-земляка только за одно: впереди ждёт бессонная ночь. Душа растревожена. Вечные вопросы «кто виноват?» и «что делать?» остаются без ответа.
Чтобы отвлечься от тяжёлого груза мыслей, надо открыть двести шестидесятую страницу книги «Просека». Рассказ «Солнышко» и согреет, и подскажет правильные ориентиры («нельзя стог оставлять незавершённым»), и поможет даже взрослому человеку выйти на свою просеку. Даже невзначай сказанные слова «рисовать надо по любви» обретут более широкий смысл: «Жить надо по любви, относиться к окружающим с любовью, уметь дарить свою любовь».
А.Н. ЗАМЫШЛЯЕВА,
Заслуженный учитель России.